Афиша Plus Музыка Классическая музыка на неделе: 19 – 26 февраля (фото)

Классическая музыка на неделе: 19 – 26 февраля (фото)

514
Константин Окуджава | www.fontanka.ruКонстантин Окуджава | www.fontanka.ru
Константин Окуджава

В Консерватории – традиционный фестиваль фортепианных дуэтов. В старейшем музыкальном ВУЗе страны решили отметить 23 февраля довольно своеобразным способом. В Большом зале филармонии – первое выступление именитого российского гитариста. А русская музыка медленно, но верно возвращается из вынужденной эмиграции.

В четыре руки

Темой ежегодного международного фестиваля «Балтийские фортепианные дуэты», организуемого петербургской Консерваторией и петербургским Объединением фортепианных дуэтов, станет музыка, написанная для разных составов, но переложенная для концертного исполнения фортепианным ансамблем. Фестиваль пройдёт 19-21 февраля в Консерватории под названием «В мире дуэтных транскрипций».

В XIX веке, в отсутствие звукозаписи и радио, жанр фортепианного дуэта главным образом давал возможность ознакомиться дома с оркестровыми произведениями, операми и балетами. Но наряду с «домашними переложениями» создавались и концертные транскрипции для двух фортепиано. Такого рода обработки были чрезвычайно популярны в начале ХХ века – в частности, транскрипции Ф. Бузони и Листа. Композиторы ХХ века также отдавали дань дуэтным транскрипциям, порой создавая фортепианные версии собственных сочинений, и сегодня они звучат на концертной эстраде наравне с оркестровыми («Вальс» Равеля, «Симфонические танцы» Рахманинова).



Программа фестиваля отразит всё многообразие жанра. Одно из отделений будет посвящено оперным транскрипциям; важную часть программы составляют обработки старинной музыки. Еще одна часть фестиваля отдана так называемому «легкому жанру»: оперетте, эстраде и популярной музыке из кино и телефильмов. Среди исполнителей, как всегда, будут гости из-за рубежа и из других регионов России.

Все тигры будут в гости к нам

Двадцать третье февраля в Консерватории решили отметить по «зоологическому» принципу. Однако «Карнавал животных» Сен-Санса здесь не при чём: 2010 год по восточному календарю – это год Тигра; поэтому в концерте прозвучат сочинения композиторов, родившихся в разное время под знаком этого сильного и обаятельного представителя семейства кошачьих. В этот вечер прозвучит музыка Джованни Перголези и Вильгельма Фридемана Баха, Никколо Паганини и Даниэля Обера, Арриго Бойто и Шарля Гуно. Во вступительном слове и кратких интермедиях между номерами автор идеи, музыкант Виктор Высоцкий, поможет разобраться публике в том, какие же творческие качества объединяют тигров-композиторов. Может быть, это – хищность и агрессивность музыки, скрывающаяся за очаровательной тигриной мягкостью, а может что-то другое…



В концерте выступят солисты, симфонический оркестр и хор Театра оперы и балета Консерватории. Играть и дирижировать в этот вечер будет ректор консерватории, скрипач и дирижёр Сергей Стадлер – кстати, тоже родившийся в год Тигра.

Он Окуджава, но другой

26 февраля в Большом зале Филармонии - первый в Петербурге сольный концерт лауреата множества международных и российских конкурсов, гитариста Константина Окуджавы. Несмотря на юный возраст (ему всего 18 лет), уроженец города Тольятти уже знаменитость, вполне зрелый музыкант и завидный виртуоз. По мнению музыкантов-профессионалов, его исполнение отличается необыкновенным артистизмом, большой экспрессией и тонким чувством стиля. Константин Окуджава выступал с выдающимися гитаристами: Джоном Маклафлином, Флавио Сала, Аниело Дезидерио, Дмитрием Илларионовым и другими музыкантами и оркестрами. Окуджава является обладателем двух премий президента России и включён в программу «Молодые таланты России».

Константин ОкуджаваКонстантин Окуджава
Константин Окуджава

В программе под названием «Мой остров – гитара» в исполнении Окуджавы прозвучат произведения знаменитых гитаристов и композиторов Родриго, Доменикони, Турины и Нуньеса.

Трио симфонических репатриантов

27 февраля дневной концерт в Большом зале петербургской Филармонии будет посвящен музыке русской эмиграции. В исполнении Заслуженного коллектива России оркестра Филармонии под управлением Андрея Аниханова прозвучат сочинения русских композиторов-«невозвращенцев»: Эпическая поэма Глазунова, Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также впервые в России будет исполнена Пятая симфония Гречанинова.

Великий русский композитор Александр Глазунов (известный также, как один из лучших ректоров Санкт-Петербургской Консерватории), после революции некоторое время оставался на своём посту, наладив отношения с новым режимом и лично с наркомом просвещения Луначарским. Тем не менее, осенью 1928 года Глазунов был приглашён в Вену, и в Россию больше не вернулся. Он обосновался в Париже, где в 1934 году написал «Эпическую поэму». Композитор похоронен на парижском кладбище Нуво Симетьер де Нёйи.

Александр ГлазуновАлександр Глазунов
Александр Глазунов



Александр Гречанинов поначалу восторженно принимал революцию 1905 года, а потом и Февральскую революцию – и даже (совместно с К. Бальмонтом) сочинил пользовавшийся некоторой популярностью «Гимн Свободной России». Тем не менее, в 1925 году он был вынужден покинуть большевистскую Россию. До 1939 года Гречанинов жил в Париже, а с 1940 года обосновался в Нью-Йорке, где и прожил остаток своей жизни. В России духовная музыка Гречанинова зарубежного периода, как и другие его произведения, не была известна вплоть до последних лет: большинство произведений композитора пришли на концертные площадки нашей страны только в последние годы.

Александр ГречаниновАлександр Гречанинов
Александр Гречанинов



Отношение Сергея Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным. В конце 1917 года его пригласили дать несколько концертов в скандинавских странах. Он поехал вместе с семьёй и больше в Россию не вернулся. До конца своих дней композитор переживал глубокую внутреннюю драму. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» - говорил он. Сначала Рахманинов жил в Дании, где много выступал с концертами, зарабатывая на жизнь, а в 1918 году переехал в Америку. В Америке Сергей Рахманинов добился ошеломляющего успеха. В годы Второй Мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь. По-видимому, это повлияло на лояльное отношение советского правительства к памяти и наследию великого композитора.

Сергей РахманиновСергей Рахманинов
Сергей Рахманинов



Работой, знаменовавшей начало выхода из затянувшегося на целое десятилетие творческого молчания С.В. Рахманинова, было завершение Четвертого концерта. Он носит на себе отпечаток «переходной» поры в развитии рахманиновского творчества, в нем проявляется ряд черт, характеризующих последний, зарубежный период творчества композитора: стремление к строгой сдержанности выражения; жесткость, графичность музыкального письма; усиление темных, мрачных тонов, принимающих иногда зловещую окраску.

Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5