В Консерватории – традиционный фестиваль фортепианных дуэтов. В старейшем музыкальном ВУЗе страны решили отметить 23 февраля довольно своеобразным способом. В Большом зале филармонии – первое выступление именитого российского гитариста. А русская музыка медленно, но верно возвращается из вынужденной эмиграции.
В четыре руки
Темой ежегодного международного фестиваля «Балтийские фортепианные дуэты», организуемого петербургской Консерваторией и петербургским Объединением фортепианных дуэтов, станет музыка, написанная для разных составов, но переложенная для концертного исполнения фортепианным ансамблем. Фестиваль пройдёт 19-21 февраля в Консерватории под названием «В мире дуэтных транскрипций».
В XIX веке, в отсутствие звукозаписи и радио, жанр фортепианного дуэта главным образом давал возможность ознакомиться дома с оркестровыми произведениями, операми и балетами. Но наряду с «домашними переложениями» создавались и концертные транскрипции для двух фортепиано. Такого рода обработки были чрезвычайно популярны в начале ХХ века – в частности, транскрипции Ф. Бузони и Листа. Композиторы ХХ века также отдавали дань дуэтным транскрипциям, порой создавая фортепианные версии собственных сочинений, и сегодня они звучат на концертной эстраде наравне с оркестровыми («Вальс» Равеля, «Симфонические танцы» Рахманинова).
Программа фестиваля отразит всё многообразие жанра. Одно из отделений будет посвящено оперным транскрипциям; важную часть программы составляют обработки старинной музыки. Еще одна часть фестиваля отдана так называемому «легкому жанру»: оперетте, эстраде и популярной музыке из кино и телефильмов. Среди исполнителей, как всегда, будут гости из-за рубежа и из других регионов России.
Все тигры будут в гости к нам
Двадцать третье февраля в Консерватории решили отметить по «зоологическому» принципу. Однако «Карнавал животных» Сен-Санса здесь не при чём: 2010 год по восточному календарю – это год Тигра; поэтому в концерте прозвучат сочинения композиторов, родившихся в разное время под знаком этого сильного и обаятельного представителя семейства кошачьих. В этот вечер прозвучит музыка Джованни Перголези и Вильгельма Фридемана Баха, Никколо Паганини и Даниэля Обера, Арриго Бойто и Шарля Гуно. Во вступительном слове и кратких интермедиях между номерами автор идеи, музыкант Виктор Высоцкий, поможет разобраться публике в том, какие же творческие качества объединяют тигров-композиторов. Может быть, это – хищность и агрессивность музыки, скрывающаяся за очаровательной тигриной мягкостью, а может что-то другое…
В концерте выступят солисты, симфонический оркестр и хор Театра оперы и балета Консерватории. Играть и дирижировать в этот вечер будет ректор консерватории, скрипач и дирижёр Сергей Стадлер – кстати, тоже родившийся в год Тигра.
Он Окуджава, но другой
26 февраля в Большом зале Филармонии - первый в Петербурге сольный концерт лауреата множества международных и российских конкурсов, гитариста Константина Окуджавы. Несмотря на юный возраст (ему всего 18 лет), уроженец города Тольятти уже знаменитость, вполне зрелый музыкант и завидный виртуоз. По мнению музыкантов-профессионалов, его исполнение отличается необыкновенным артистизмом, большой экспрессией и тонким чувством стиля. Константин Окуджава выступал с выдающимися гитаристами: Джоном Маклафлином, Флавио Сала, Аниело Дезидерио, Дмитрием Илларионовым и другими музыкантами и оркестрами. Окуджава является обладателем двух премий президента России и включён в программу «Молодые таланты России».
В программе под названием «Мой остров – гитара» в исполнении Окуджавы прозвучат произведения знаменитых гитаристов и композиторов Родриго, Доменикони, Турины и Нуньеса.
Трио симфонических репатриантов
27 февраля дневной концерт в Большом зале петербургской Филармонии будет посвящен музыке русской эмиграции. В исполнении Заслуженного коллектива России оркестра Филармонии под управлением Андрея Аниханова прозвучат сочинения русских композиторов-«невозвращенцев»: Эпическая поэма Глазунова, Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также впервые в России будет исполнена Пятая симфония Гречанинова.
Великий русский композитор Александр Глазунов (известный также, как один из лучших ректоров Санкт-Петербургской Консерватории), после революции некоторое время оставался на своём посту, наладив отношения с новым режимом и лично с наркомом просвещения Луначарским. Тем не менее, осенью 1928 года Глазунов был приглашён в Вену, и в Россию больше не вернулся. Он обосновался в Париже, где в 1934 году написал «Эпическую поэму». Композитор похоронен на парижском кладбище Нуво Симетьер де Нёйи.
Александр Гречанинов поначалу восторженно принимал революцию 1905 года, а потом и Февральскую революцию – и даже (совместно с К. Бальмонтом) сочинил пользовавшийся некоторой популярностью «Гимн Свободной России». Тем не менее, в 1925 году он был вынужден покинуть большевистскую Россию. До 1939 года Гречанинов жил в Париже, а с 1940 года обосновался в Нью-Йорке, где и прожил остаток своей жизни. В России духовная музыка Гречанинова зарубежного периода, как и другие его произведения, не была известна вплоть до последних лет: большинство произведений композитора пришли на концертные площадки нашей страны только в последние годы.
Отношение Сергея Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным. В конце 1917 года его пригласили дать несколько концертов в скандинавских странах. Он поехал вместе с семьёй и больше в Россию не вернулся. До конца своих дней композитор переживал глубокую внутреннюю драму. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…» - говорил он. Сначала Рахманинов жил в Дании, где много выступал с концертами, зарабатывая на жизнь, а в 1918 году переехал в Америку. В Америке Сергей Рахманинов добился ошеломляющего успеха. В годы Второй Мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь. По-видимому, это повлияло на лояльное отношение советского правительства к памяти и наследию великого композитора.
Работой, знаменовавшей начало выхода из затянувшегося на целое десятилетие творческого молчания С.В. Рахманинова, было завершение Четвертого концерта. Он носит на себе отпечаток «переходной» поры в развитии рахманиновского творчества, в нем проявляется ряд черт, характеризующих последний, зарубежный период творчества композитора: стремление к строгой сдержанности выражения; жесткость, графичность музыкального письма; усиление темных, мрачных тонов, принимающих иногда зловещую окраску.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру