Дмитрий Медведев в третий раз за карьеру посетил МВД. Но, в отличие от предыдущих визитов, которые носили рамочный характер, в этот раз сделал ряд стратегических заявлений. Мало того, что он пообещал сократить численность аппарата МВД, отдать вытрезвители Минздраву, но и решил ввести наказание за неисполнение приказов начальства. Последняя инициатива вызвала неоднозначную реакцию, как у сотрудников милиции, так и у общества.
Свое видение реформы президент огласил на итоговой коллегии МВД. Сначала он напомнил, что по его поручению «сейчас реализуется комплекс мер по совершенствованию кадровой работы с руководством милиции». До конца дня 18 февраля он пообещал принять ряд кадровых перестановок в МВД и обещание выполнил. Затем объявил о том, что с этого года генеральские должности в ведомстве будут комплектоваться преимущественно из федерального резерва. А напоследок пообещал: «Мною предложено рассматривать совершение преступления сотрудниками МВД как обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность ... установить уголовную ответственность сотрудников МВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, так как это сегодня существует в Министерстве обороны и в Федеральной службе безопасности. С нарушителями дисциплины нужно бороться, причем бороться жестко. Тот, кто не исполняет правомерно отданный приказ, - тот преступник».
Ряд президентских инициатив в рядах сотрудников МВД и петербургского ГУВД пошли на «ура». Так, опрос «Фонтанки» сотрудников оперативных подразделений показал, что наибольший успех имело заявление о сокращении чиновничьего аппарата министерства. Как пошутил один из сотрудников КМ: «Мы бурными, продолжительными аплодисментами встретили слова о сокращении штабных. Аплодисменты переходили в овации». Не вызвало особых вопросов и намерение ужесточить наказание сотрудников, совершивших преступления. Опрошенные полагают, что эта мера - в своем роде отражение общественного мнения, и президент таким образом показал, что он радеет за народ. Хотя наиболее часты были обиды, что ответственность может возрасти лишь у милиционеров, а не у всех силовиков.
А вот сесть на скамью подсудимых за неисполнение приказа наши респонденты оказались не готовы - и нашли для этого адекватные доводы. По их мнению, начальников у них такое количество и начальники эти из столь разных служб (от кадровиков до замов всех мастей), что если стараться исполнять все эти приказы, то либо не успеешь, либо какое-нибудь действие будет противоречить ранее полученному указанию.
Порой приказы носят и вовсе комический характер. Легендарный руководитель ГУВД Анатолий Пониделко требовал, чтобы преследование преступников осуществлялось лишь на отечественных автомобилях. Также он указывал на необходимость сбора всей агентуры КМ в актовом зале ГУВД для проведения собрания, цель которого - повышение раскрываемости. Много любопытного требовал этот интересный генерал: так, в свое время он письменно разрешил одному бедолаге играть на баяне в метро, и выдал ему листок из своего именного блокнота для демонстрации постовым.
«Фонтанка» решила опросить как сторонников реформы МВД, так и явных скептиков о спорной инициативе безоговорочного исполнения приказов начальства.
Заместитель директора АЖУР Евгений Вышенков: «Помимо бесчисленных, порой самоисключающих друг друга милицейских приказов, в МВД существуют приказы совершенно секретные. Например, приказ министра МВД, регламентирующий работу с агентурой. Согласно этому документу агент является человеком практически с безупречным поведением и порой кое-где может лишь изображать преступную деятельность. Никогда и нигде этот приказ не был выполнен и не будет. Вся агентура в милиции либо липовая, либо завербованы профессиональные действующие преступники. Всегда и везде над этим приказом оперативники хохотали. Издевались еще со времен коммунистических. Так что, сколько оперативников, столько и лиц, категорически нарушающих установленную норму. И что? Все они преступники? По-моему, необходимо переписать идиотский приказ. В противном случае, конечно, никто соблюдать клич президента не станет, но всегда можно будет убрать неугодного сотрудника».
Профессор Европейского университета, вошедший в «президентскую тысячу», Вадим Волков: «Президент пытается применить законы военного времени. Может быть, так и есть, если милиция развернула террор против своего народа. Эта мера избыточна лишь в мирное время, так как полиция — не армия. Но мирное ли оно сегодня для обывателя?»
Известный историк и телеведущий Лев Лурье: «У меня обе фразы Дмитрия Медведева о дополнительной ответственности милиционеров никакой идиосинкразии не вызвали. Ни капли раздражения. Милиция — это структура, сформированная по военному принципу. Наличие милицейской формы и закона дает несравненные преимущества этим хлопцам, нежели штатским. Так и ответственность должна быть выше».
Депутат Госдумы Андрей Лебедев, бывший сотрудник уголовного розыска: «Под приказами не надо понимать условную театральную форму: «Товарищ такой-то, приказываю вам задержать преступника...». А под неисполнением фразу: «А пошел ты....». Ежедневно милицейский руководитель очень среднего уровня получает десятки только письменных приказов. Начиная с указаний прибыть на физкультурные мероприятия, заканчивая срочно дать поручения негласному аппарату. Этих незначительных указов столько, что их теоретически невозможно выполнить. Не хватит и двухсот сорока часов в день. Поэтому, если в УК все-таки появится новая статья о неисполнении приказа, то она мгновенно станет нерабочей, а полетят головы кого угодно, но никак не бездельников».
Старший партнер юридической компании Pen&Paper, экс-директор по защите прав собственности ОАО «Группа Илим» Добрынин Константин: «Оценивая новацию президента о введении уголовной ответственности за несоблюдение приказа сотрудником МВД, необходимо учитывать несколько существенных моментов. Во-первых, в настоящий момент в соответствии с постановлением Верховного суда РФ от 23 декабря 1992 года «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел РФ…», сотрудник обязан исполнять приказ только в пределах своих должностных обязанностей. И это важно. Ответственность за неисполнение приказа военнослужащими не подразумевает четкого круга должностных обязанностей. Приказ начальника, всего лишь, должен быть отдан в установленном законом порядке и не противоречить закону. Не более. Помните шутку - «копать от забора и до обеда»? Во-вторых, необходимо будет внести изменения в целый ряд нормативных актов. Это неизбежно. Так что я бы дождался указа и лишь затем анализировал».
Алена Жданова, "Фонтанка.ру"