После нескольких резонансных аварий с участием общественного транспорта в начале года городские перевозчики решили ужесточить внутренние проверки на собственных маршрутах. Компания «Питеравто» даже провела своеобразный день открытых дверей, пригласив в проверяющие журналистов, в том числе корреспондента «Фонтанки». Часть водителей оказались к этому явно не готовы.
Трансфер «Газели» с журналистами к месту проведения мероприятия - автобусному кольцу на улице Стойкости — уже не обошелся без конфуза. Водитель служебной развозки «Питеравто», как выяснилось, город знает не лучшим образом. Если бы не бдительные акулы пера, неизвестно, как долго продлилось бы путешествие — сначала он поехал в совершенно противоположную сторону. Так что к моменту прибытия автобуса контролёры компании уже вовсю трудились.
Для показательных проверок были выбраны коммерческие маршруты К-88 и К-89, курсирующие между улицей Стойкости и станцией метро «Проспект Ветеранов». Представители перевозчика заверили, что место и время визита контролёров никому из сотрудников заранее не сообщали, хотя, в принципе, подобные мероприятия проводятся регулярно и уже достаточно давно. Водитель первой остановленной маршрутки к проверке отнёсся индифферентно, несмотря на обилие телекамер и диктофонов. Он молча достал папку с документами, предъявил два огнетушителя и аптечку (всё оказалось в полном порядке), но отвечать на вопросы желанием не горел. Зато сами контролёры общались с видимым удовольствием.
«За день мы фиксируем где-то 3 нарушения, в основном, не самых серьёзных. Например, недавно прямо в нашем присутствии водитель нагрубил пассажирке. За смену проверяем 30-40 автобусов, как правило все необходимые документы (права, лицензия, страховка, разрешение на работу на маршруте) у водителей имеются, пьяными мы их тоже не ловили, так что такая мера как отстранение от работы — крайне редка», - сообщила контролёр Мария Макарова.
«Рулевой» следующего автобуса, представившийся Александром, оказался более словоохотливым: и проверяющим, и журналистам, как показалось, он даже обрадовался. Тем более, что и у него никаких недочётов обнаружено не было. Бросилось в глаза, что все водители на данных маршрутах оказались, как на подбор, явно славянской внешности и с большим опытом работы. Так, Александр был обладателем лицензионной карты с номером 2, выданной ещё в середине 90-х, а в «Питеравто», по его словам, работает со дня основания компании.
Впрочем, идиллическая картина была несколько подпорчена неожиданно появившейся местной жительницей. Пожилая женщина, почему-то особенно упиравшая на то, что является членом партии «Единая Россия», буквально набросилась на контролёров и руководство. По её словам, маршруточное кольцо прямо под окнами её дома не даёт ей спокойно жить: автобусы создают аварийные ситуации во время стоянки, водители справляют естественные надобности в ближайшем дворе, а ночевать остаются прямо в автобусах, причём часто в компании девиц лёгкого поведения. Обо всех безобразиях, по её словам, на днях было доложено в прокуратуру и даже направлено письмо премьеру Путину. Представители «Питеравто» все обвинения отвергли на месте, но на всякий случай отвели активистку подальше от журналистов.
Когда ажиотаж представителей СМИ несколько спал и часть из них начала разъезжаться по редакциям, контролёры компании расслабились. Например, у очередного подъехавшего автобуса аптечка располагалась почему-то не в салоне, а в багажнике, в компании с запасным колесом. Водитель, умоляюще глядя на ревизоров, попросил не заставлять его откручивать запаску и поверить на слово, что все бинты и лекарства находятся в целости и сохранности. Точно также «проверили» и артериальное давление шофёра. «Лучше этого не делать, я второй день за рулём», - заявил он и контролёры оставили его в покое.
Вообще, создалось впечатление, что этот водитель уже оказался не подготовлен к проверке во всех смыслах. Он спокойно сообщил, что его зовут Владимир Гайкович, добавив, что визиту ревизоров вместе с журналистами он совсем не рад по прозаической финансовой причине. «У нас суточный план 9020 рублей плюс топливо. Пока мы здесь стоим, я бы уже один круг совершил. А теперь план вряд ли выполню, так что придётся выкладывать деньги из своего кармана», - грустно поведал он.
Нелегалы из южных республик на данном маршруте, как выяснилось, действительно не работают. «Иначе бы вас сюда не привезли», - предположил Владимир Гайкович. Зато условия труда водителей внушают опасения: работают здесь по 15-16 часов в день два дня подряд, при этом поспать между последней вечерней сменой и первой утренней, по словам водителя, удаётся максимум 4 часа. Но к состоянию его здоровья ревизоры из компании претензий никогда не предъявляли. По банальной причине: он их видит в первый раз.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"