Сегодня замечательный актер, режиссер, пушкиновед, литератор, педагог Владимир Рецептер отмечает 75-летний юбилей. «Культурная столица» от души поздравляет мастера.
По традиции свой день рождения Владимир Эммануилович встречает на Псковской земле – именно там проходит придуманный и осуществленный Рецептером Пушкинский театральный фестиваль. С Пушкиным (и вообще с литературой) в биографии мастера многое связано: он – один из немногих артистов-интеллектуалов, обладающих редкой читательской эрудицией. Недаром в свое время Рецептер принадлежал к узкому кругу тех, кого приглашала к себе и с кем любила беседовать пожилая Ахматова. Рецептер не просто играл роли, он задавал себе непростые вопросы, корпя над текстами пьес, зарывался в библиотеки и архивы, дабы прояснить мысли авторов, чьи произведения ему было доверено воплотить на сцене. Польщенные Пушкин, Шекспир и Сервантес открывали упрямому артисту свои тайны. Так родился на свет литературовед Рецептер – автор тонких и остроумных эссе, новаторских текстологических исследований.
Впрочем, актера Рецептера он всё же не затмил. Прогремев на весь СССР сыгранными в Ташкенте в начале 60-х ролями Раскольникова и (особенно) Гамлета, молодой талант был приглашен в БДТ. Товстоногов настаивал – и буквально силой вытащил Рецептера в Ленинград, укрывая от ураганного огня заманчивых предложений московских конкурентов. И вскоре – ввод на роль Чацкого в знаменитое товстоноговское «Горе от ума». Играть после Сергея Юрского, казалось бы, бессмысленное дело, однако Рецептеру удалось достойно войти в спектакль. Сохранив основной актерский рисунок, но внеся свою краску: вместо сарказма – высокая лирика, романтическая скорбь.
Последовала череда ярких ролей. Их было ощутимо меньше, чем актер мог бы сыграть, но на известную невостребованность могли бы пожаловаться многие артисты Товстоногова. Работа с легендарным «Гогой», как со всяким гением, имела свою обратную сторону: Товстоногов воспитывал актеров, «держал в запасе», порою передерживал, иногда по-детски обижался, услышав наговоры наушников, и объявлял опалу. Об этих превратностях Рецептер много и исчерпывающе написал в своих блестящих мемуарах, что увлекательней любого детектива. Но ни разу не сбился с уважительного тона по отношению к Товстоногову. Именно с ним Рецептер создал свои лучшие роли: Петра в «Мещанах», Тузенбаха в «Трех сестрах», Рюмина в «Дачниках».
Владимир Эммануилович был одним из немногих артистов, кого Товстоногов допускал до режиссуры, признавая за ним талант постановщика. Так возник ряд рецептеровских спектаклей на малой сцене театра, включая «Розу и крест» Блока, пьесу, которой юбиляр болеет всю жизнь и к которой постоянно возвращается в книгах и театральных работах. Роль рыцаря Бертрана стала для Рецептера коронной.
С 1987 года Рецептер находится в «свободном плавании». Его активная работа в рамках Ленконцерта стала основой для создания сначала «Пушкинской студии», а затем и Пушкинского театрального центра в Доме Кочневой. Оригинальные спектакли, парадоксально интерпретирующие мотивы русской и зарубежной литературной классики, неизменно вызывали интерес у театралов. В Пушкинском центре сотрудничали многие маститые и начинающие режиссеры, играли лучшие артисты города. В последнее время Владимир Эммануилович сосредоточен на педагогике. Он выпустил актерский курс «с углубленным изучением творчества Пушкина» и создал на его основе театр-студию «Пушкинская школа» – сильный и своеобразный театральный коллектив со своим творческим лицом, небанальным и интеллигентным.
Мы, впрочем, надеемся, что пора подводить итоги еще не наступила. Здоровья вам, Владимир Эммануилович! Пусть рыцарь продолжает свой славный поход.
Андрей Пронин
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»