Академическая музыка – искусство консервативное, а потому в Консерватории юбилеи музыкантов, большие и малые, выглядят весьма органично. В Филармонии сыграют Малера. А петь в городе на грядущей семидневке будут не только хором, но и басом. Кроме того, вновь в Петербурге блистательный скрипач Вадим Репин.
Маленькие радости
Юбилейный концерт в стенах Alma Mater - в Малом зале им. Глазунова Санкт-Петербургской Консерватории - 14 февраля даст лауреат всероссийских конкурсов, ансамбль «Экспромт-квинтет». В послужном списке коллектива – победы на многочисленных конкурсах, записи дисков, более 500 концертов в российских и зарубежных залах. В программе произведения Моцарта, Бородина, Листа, Пьяцоллы, Гаврилина и других композиторов в ярких оригинальных аранжировках.
Малер в БЗФ
17 февраля в Большом зале Филармонии в рамках абонемента, посвященного творчеству великого немецкого композитора Густава Малера, прозвучат его Пятая симфония и Пять песен на слова Ф. Рюккерта (из цикла «Семь песен последних лет»). Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии выступит под управлением литовского маэстро Гинтараса Ринкявичюса.
Покаяние Арво Пярта
18 февраля в первые дни Великого поста, когда в церкви читают Великий канон преподобного Андрея Критского, в Большом зале Филармонии прозвучит «Покаянный канон» эстонского композитора Арво Пярта (к 75-летию композитора) в исполнении Эстонского филармонического камерного хора, которому это сочинение и посвящено. Также в программе концерта – сочинение Эркки-Свена Тююра «Триглоссон Трисагион» на эстонском, греческом и церковно-славянском языках.
За двадцать лет Камерный хор Эстонской филармонии завоевал славу одного из лучших хоров в мире. В 2001 году ансамбль возглавил известный английский дирижер Пол Хиллер, вместе с которым хор получил престижную музыкальную премию «Грэмми» за Da Pacem Арво Пярта. С прошлого сезона коллектив возглавляет немец Даниэль Ройс. Репертуар хора охватывает более шести веков, но его основа – сочинения знаменитых эстонцев Пярта, Вельо Тормиса, Эркки-Свена Тююра. С хором работали Клаудио Аббадо, Хельмут Риллинг, Дэвид Уилкокс, Марк Минковски и многие другие.
Льву Толстому назло
Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор Бетховена была посвящена композитором французскому скрипачу Рудольфу Крейцеру, и потому вошла в историю под названием «Крейцерова». Крейцер, однако, об этой сонате был весьма невысокого мнения – по крайней мере, ни разу в жизни он её не исполнил. Великий писатель земли русской Лев Толстой в повести «Крейцерова соната» назвал Andante «прекрасным, но обыкновенным, не новым», вариации «пошлыми», а финал «совсем слабым». Но отношение Крейцера и Толстого счастливой судьбы этой сонаты не омрачило нисколько – что и докажут в очередной раз вечером 14 февраля в КЗМТ скрипач Вадим Репин и пианист Итамар Голан.
Также они исполнят Сонату для скрипки и фортепиано Клода Дебюсси, над которой тот работал в 1916–1917 годах, и Дивертисмент для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского, который представляет собой авторскую переработку фрагментов его балета «Поцелуй феи». В Дивертисмент вошли четыре части: Симфония, Швейцарские танцы, Скерцо и Па-де-де.
Многогранность Ферруччо Фурланетто
Карьера итальянского баса Ферруччо Фурланетто началась достаточно поздно, но развивалась стремительно: он дебютировал на оперной сцене в 1974 году, в 1977 году Фурланетто стал победителем вокального конкурса в Тревизо, а уже в 1979 году состоялся его дебют в Ла Скала, где он исполнил партию Банко в «Макбете» Верди под управлением Клаудио Аббадо. Год спустя Фурланетто дебютировал на Глайндборнском фестивале и в «Метрополитен-опера». За исполнение партии Филиппа Второго в Ковент Гарден Фурланетто был номинирован на престижную премию Лоуренса Оливье «За выдающееся достижение в опере».
Фурланетто известен во всем мире не только как вердиевский певец, но и как выдающийся интерпретатор Моцарта. Именно моцартовский репертуар, как считает сам Фурланетто, способствовал его артистическому долголетию. Ферруччо Фурланетто выступал под управлением Лорина Мазеля, Клаудио Аббадо, Бернарда Хайтинка, Жоржа Претра, Джеймса Ливайна, Семена Бычкова, Риккардо Мути и других выдающихся дирижеров. Он поёт на величайших оперных сценах мира.
Меломанов на будущей неделе ждёт целых три концерта с участием прославленного итальянского баса на сцене «Мариинки-3»: 13 февраля Фурланетто выступит с сольной программой, 16 февраля примет участие в исполнении «Реквиема» Верди, а 17 февраля споет заглавную партию в концертном исполнении оперы Массне «Дон Кихот». В сольном концерте прозвучат романсы и песни Рахманинова и Мусоргского; Реквиемом Верди, увы, будет дирижировать Туган Сохиев, а для «Дон Кихота», как это частенько водится в Мариинке, «состав исполнителей будет объявлен позднее». Начало всех концертов в 19 часов.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру