Чем холоднее дни, тем больше тяга к свету. И хотя большая часть ламп светит, но не греет, – все равно, в темное время года хочется не только зажечь все, что есть в доме, но и срочно прикупить что-нибудь еще, без чего день рождения, семейный ужин или дружеские посиделки за полночь почему-то стали казаться тусклыми.
Старый свет в новом свете
В середине января перед Люксембургским дворцом в Париже выстроились очереди: закрывалась выставка Льюиса Комфорта Тиффани, знаменитого американца, сделавшего марку Tiffany по производству ламп, мебели, текстиля и планированию интерьеров всемирно известной. Предложенная им в конце XIX века новая технология «сборки» витража привела к появлению великолепных цветных витражных ламп, ставших одной из визитных карточек стиля Art Deco и превратившихся в наше время в ценные музейные экспонаты.
Речь идет, конечно, об оригиналах, поскольку вот уже сто с лишним лет сотни компаний по всему миру азартно тиражируют абажуры а ля Тиффани – достаточно зайти в любой, в том числе российский, магазин, чтобы в этом убедиться. Осуждать эпигонов не приходится: успех прекрасных «вневременных» ламп при отсутствии наследников и авторских прав просто зовет на заработки.
Впрочем, Тиффани в качестве объекта для подражания не одинок. Если окинуть взглядом ассортимент даже рядового магазина, то глаз обязательно остановится и на других моделях, «навеянных» вечно живыми классиками. Потому что уникальность нынешней моды в части светильников в том, что моды как таковой нет.
Вечно живые
Если три-четыре года назад многие салоны света обилием черных абажуров и бархата отдавали дань вездесущему гламуру, то нынешние тенденции в интерьере куда более демократичны и размыты. Рядом с иконой модерна Тиффани – бесконечное количество вариаций на иконы других эпох. Знаменитые пергаментные абажуры, придуманные в начале ХХ века датским инженером Педером Клинтом и ставшие особенно популярными под маркой Le Klint в 50-70-х годах, получили, благодаря изобретению различных пластиков, новый материал, а знаменитую «Модель 167», созданную для Клинта молодым студентом Поулом Кристиансеном и также ставшую образцом, но уже скандинавского стиля, после этого не копировал только ленивый.
Еще одна компания, BestLite, также до сих пор производит легендарную модель 1930-го года, созданную учившимся в Германии и Франции англичанином Робертом Дадли Бестом и провозглашенную первым образцом направления Bauhaus в Великобритании. Лампу обожал Черчилль, да и в современном интерьере она выглядит на редкость актуально.
Практически все известные компании в последнее время то и дело цитируют самих себя. Fabbian продолжает выпускать модели из популярных ныне 60-х, классикой компании стали уже и 70-е с их «Теоремой» от Giampiero Derai. Впору спрашивать не «какие светильники нынче в моде», а, наоборот, что же сейчас «не в моде»!
Последние герои - больше арт-объекты
И все же есть несколько «нашумевших» новинок последних мебельных салонов, популярность которых уже обрекла их на подражание в ближайшее время. И на барселонской выставке Casa Décor, и на московской Euroluce в этом году любимцем стал «Небесный сад» (Skygarden) Марселя Вандерса, созданный им для компании Flos. Абажур имеет простую форму разрезанного пополам большого шара с черной, белой или бронзовой поверхностью, а главной его изюминкой является внутренняя поверхность, покрытая «лепниной» в виде цветов. Недостатков у светильника два: увидеть лепнину можно, лишь заглянув в светильник снизу, а непрозрачный тяжелый абажур дает не так много общего света.
По тому же принципу и для той же фирмы Flos создана и другая новинка – светильник Джаспера Моррисона Smithfield, названный в честь лондонской барахолки, вдохновившей его на создание этой лампы, где под простым абажуром скрывается сотовидная сетка, дающая рассеянный свет. К сожалению, все эти прекрасные образцы требуют немалых усилий дизайнера по созданию общей концепции освещения, поскольку света как такового они дают не так много. Дизайнер Анатолий Поваляев считает, что современные светильники слишком часто становятся просто арт-объектом, не выполняющим своих технических функций: «К сожалению, сейчас мало светильников, где акцент делается не на декор, не на конструктивную составляющую, а собственно на свет, где именно свет был бы главным».
Новое inside
Последние новшества в области света касаются не только формы, но и содержания. Развиваются светодиодные источники света, происходит плавная замена обычных ламп на энергосберегающие. Пока еще их ассортимент невелик, но за этот сегмент рынка идет активная борьба, что, скорее всего, приведет к быстрому расширению ряда. Несколько лет назад возникла мода на текстильную оплетку проводов, и сейчас во многих моделях яркий – красный, черный, белый, коричневый – текстильный «ретропровод» стал полноправным элементом дизайна.
Другое изменение связано с ростом рынка материалов для потолков, в том числе натяжных. Выбор встраиваемых светильников перестал ограничиваться металлическими «баранками» разного цвета или уже поднадоевшим, но все еще популярным «звездным небом». И хотя мода на многоуровневые потолки поутихла, именно производители потолочных конструкций зачастую предлагают неплохой выбор встраиваемых светильников (ТВК «Интерио», «Стройматериалы ХХI век», Franstudio).
Итальянская компания Egoluce предлагает новые потолочные светильники из коллекций Fusion и Echo с любопытными световыми эффектами, создающими иллюзию бесконечности. «Невесомые» элементы другой ее коллекции, Phantom, вообще незаметны, зато создают иллюзию свечения потолка («Дом-Лаверна»). Коллекции также были представлены на салоне Euroluce 2009.
Где и почем
Цитаты на все случаи интерьера по доступной цене можно найти, как всегда, в ИКЕА. Здесь есть модели «из 60-х» - подвесы в виде узких конусов вроде желтого LUNTA , лампы с яркими полосатыми абажурами модных оранжево-розово-салатных сочетаний.
Здесь не закончена и тризна по гламуру – для тех, кто еще не готов сменить мрачные тона на светлый оптимизм 60-х, модель КНУББИГ из матового стекла с растительным орнаментом предусмотрена не только в белом, ярко-зеленом и бежевом, но и в черном цвете. Как ночь черна и лампа ЮСОС из стекла и хлопка. Из вновь вошедших в моду классических форм – стеклянный матовый шар «из 50-х» со стальной фурнитурой – или черный простой подвес КУЛЛА .
Модные лампы приличного качества в австрийском исполнении можно найти на 1-м этаже в ТК «Ланской». Многие новинки Euroluce 2009, включая коллекции Iliada и Cobol испанской компании Faladesa (эксклюзивно для «Лаверны») представлены в новом магазине «Дом-Лаверна» в ТК «Ривер Хаус». Здесь можно увидеть или заказать такие нашумевшие светильники, как похожая на сталактит с падающими каплями Pioggia, прямоугольные «куски» светящейся барочной рамы из Pompei и элегантно-ироничную люстру, названную в честь Петербурга San Pietroburgo (все – от итальянской компании Sillux).
Нескромное обаяние вечности
Тех же, кто цитатам предпочитает подлинники, ждут другие места и другие цены. Стоимость любимца последних выставок Skygarden (Flos) – около 2 тыс. евро. Точная цена зависит от диаметра абажура (существует в двух размерах), цвета и «специальных предложений» - как «у них», так и у нас. Предложения в Интернете – от 66 до 95 тыс. руб.
Актуальны также дизайнерские светильники Ligne Roset, включая знаменитый гибкий змеевидный торшер на светодиодах Paranoid2 от Свана Буротта, изготовленный из оплетки кабеля для сверхзвуковых самолетов. Уютные светильники в стиле французского Прованса также украсят интерьеры, допустим, именитого Grange.
Комментарий специалиста
Владимир Фефелов, дизайнер:
На рынке света революционных изменений сейчас нет. Если говорить об источниках, то можно констатировать все большее развитие светодиодных (LED) и полноцветных светодиодных (RGB) источников – более экономичных и практически вечных. Что касается дизайна, то сейчас нет какого-то доминирующего направления, есть несколько «мейнстримов», и, прежде всего, это интерес к наследию классического дизайна, причем самых разных периодов – 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, а с недавних пор к ним стали причислять и лучшие образцы дизайна 70-х и даже 80-х! В этом, возможно, проявляется влияние кризиса: потребление стало более прагматичным, люди выбирают то, что не может категорически выйти из моды через год-два. Известные компании – такие, как Verpan, Technolumen, BestLite, Flos и многие другие сейчас регулярно возвращаются к своим «хитам», перевыпуская лучшие модели прошлого. Одновременно продолжается тема футуристических форм и использования новых, иногда совершенно неожиданных и странных материалов – кожуры кокоса, перьев, коконов тутового шелкопряда, промышленных сеток, пластиковых отходов, мочалок из бумажных полос и прочего. Что касается высокой стоимости оригиналов или «переизданий» от классиков, то дело не только в том, что они всегда будут «в моде». Любой дизайнер знает, что хороший светильник может «вытянуть» практически любой интерьер – и наоборот.
Тамара Иванова-Исаева