Депутаты ЗакC Петербурга больше не услышат ежегодных посланий губернатора. Вместо этого им представят ежегодный отчет правительства. Разница лишь в том, что теперь петербургским парламентариям дозволено задавать вопросы. Раньше общение проходило в форме монолога.
Депутаты Законодательного собрания Петербурга больше не услышат посланий губернатора. Вместо этого она будет представлять им ежегодный «отчет правительства». В чем разница? Теперь петербургским парламентариям дозволено задавать градоначальнице вопросы. Раньше, напомним, их общение с руководителем Северной столицы РФ проходило в форме монолога.
ЗакСовские оппозиционеры уже потирают руки в ожидании предстоящей дискуссии, которая, правда, будет довольно жестко регламентирована, а единороссы говорят об очередном шаге на пути к "укреплению демократии". Впрочем, некоторые эксперты не видят в нововведениях ничего нового. "Все эти послания-отчеты ничего не решают", - говорят они, ведь в современной политической жизни России нет главного - прямых выборов.
10-го февраля парламентарии в первом чтении утвердили соответствующие изменения в уставе города. Предложения, меняющие саму процедуру отчетности, озвучил перед депутатами представитель губернатора в Законодательном собрании Михаил Бродский. Закон разработан, как сказано в пояснительной записке к нему, "в целях введения в законодательство Санкт-Петербурга института ежегодного отчета правительства Санкт-Петербурга о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным собранием Санкт-Петербурга".
Теперь городское правительство должно будет в срок до 15 мая предоставить ЗакСу отчет, в котором будут отражены результаты социально-экономического развития Петербурга, результаты деятельности городского правительства, а также информация по вопросам, поставленным парламентариями, которые депутаты должны будут сформулировать до 15 марта. По неофициальной информации, предварительная дата запуска "пилотного" правительственного отчета назначена на 31 марта. Впрочем, не исключено, что сроки могут быть и изменены.
Как пояснил на заседании ЗакСа Михаил Бродский, изменения к уставу связаны с обращением администрации президента России, поручившей Смольному разработать такое новшество. Документ, подписанный главой государства, поступил в администрацию города на имя Валентины Матвиенко, а разработчиками поправок к уставу стали вице-губернатор Александр Вахмистров и сам Бродский. Несмотря на то, что отчет теперь именуется «правительственным», отдуваться за всех по-прежнему будет Валентина Матвиенко. Группу "поддержки" из 15 членов правительства на трибуне петербургского парламента задействовать не планируется.
Напомним, в своем последнем президентском послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев рекомендовал включить в "уставы и конституции субъектов Российской Федерации статьи о ежегодном отчёте руководителей исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России", призванные укрепить "демократические институты на региональном уровне".
В регионах по сей день нет единообразия ни в законодательстве, ни в практике отчета губернаторов. Например, в Ленобласти готовится первое подобное послание. До этого здесь правительственные отчеты были не приняты. Как сообщила "Фонтанке" пресс-секретарь губернатора Ленинградской области Наталья Шелудько, уже завтра местные парламентарии представят свои вопросы в правительство, ведь отчет, который озвучит Валерий Сердюков, будет состоять из трех частей. В частности, в нем будут отражены итоги социально-экономического развития области за прошедший период, предварительные итоги исполнения бюджета и информация по вопросам, поставленным ЛеноблЗакСом. "Такое поручение дал президент в рамках своего послания. В соответствии с его рекомендациями были внесены изменения в устав Ленинградской области. В первый раз правительство отчитается уже весной", - пояснили в пресс-службе Сердюкова.
Тем временем "Справедливая Россия" сегодня распространила заявление, в котором обвинила Смольный в плагиате. Как сообщил "Фонтанке" руководитель фракции справедливороссов в ЗакСе, такой же законопроект, который в данный момент "вылеживается" до рассмотрения положенные по закону 20 дней, был им внесен еще 29 января. В то время как нынешние поправки в устав были внесены в повестку дня сегодняшнего заседания парламента "с голоса", минуя указанную 20-дневную паузу. Причем законопроект эсеры внесли повторно, поскольку документ уже рассматривался ЗакСом в прошлом году, но был отклонен парламентским большинством, обвинившем их в популизме. "Мне не очень понятно то сопротивление, которое было оказано тогда со стороны представителей губернатора и "Единой России". Не прошло и месяца, как поправки к уставу приняты. Мечты сбываются", - иронизирует Нилов.
В свою очередь спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов отметил, что новый вариант отчета будет больше ориентирован на работу, которая уже была проделана, а не "на будущее". Однако он выразил надежду, что планы в нем также будут представлены. Свой вопрос правительству председатель петербургского парламента еще не подготовил, но собирается это сделать "в самое ближайшее время". Тем не менее, главный петербургский единоросс все же рискнул предположить, что вопросы губернатору депутаты должны готовить в письменной форме, а не задавать устно, поскольку, во-первых, некоторые парламентарии могут говорить бесконечно долго, во-вторых, какой-то вопрос, адресованный градоначальнице, может оказаться уж очень неожиданным.
Впрочем, руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Владимир Дмитриев в разговоре с корреспондентом "Фонтанки" возразил Тюльпанову, отметив, что для губернатора неожиданных вопросов быть не должно. "Зря единороссы перестраховываются, ведь для Матвиенко не существует "не берущихся" вопросов. Она на все может дать квалифицированный ответ", - высоко оценил интеллектуальный потенциал Валентины Ивановны коммунист, очевидно, рассчитывая получить уже весной ответы на многочисленные вопросы, касающиеся преимущественно здравоохранения и образования.
Олег Нилов уверен, что "диалогический формат общения дает возможность лучше контролировать "Единую Россию" и исполнительную власть. По его мнению, отчет правительства "увеличивает эффективность управления городом и укрепляет обратную связь между гражданами и властью". "Если пока не получается достучаться до губернатора через выборы, которых нет, то нужно искать обходные пути - сейчас появилась возможность задать интересующие вопросы градоначальнице через нас, своих депутатов. Да, это неполная связь, но это лучше, чем ничего", - полагает Нилов.
В целом, депутаты оценивают изменения позитивно и сходятся в том, что новый формат дает больше возможностей, ведь раньше они имели возможность "только слушать", а теперь смогут еще и заговорить. Иного мнения придерживается политолог Владимир Гельман, который не видит смысла "в институте публичного выступления главы государства или субъекта, пока в стране отсутствует механизм политической подотчетности". "Если депутаты признают работу губернатора неудовлетворительной, то они все равно не смогут повлиять на ситуацию, ведь у них нет никаких рычагов и влияния. Отчеты-послания имеют смысл только тогда, когда существует не кулуарный междусобойчик, а публичная политика", - убежден Гельман.
По его мнению, послания Анатолия Собчака и Владимира Яковлева, правивших в "эпоху конкурентных выборов", имели большую значимость, хотя бы потому, что от "тех выступлений зависела их дальнейшая политическая судьба".
Справка: Закон "О ежегодном послании губернатора Санкт-Петербурга Законодательному собранию Санкт-Петербурга" действует с 1998 года. Он регламентирует сроки оглашения, общую концепцию и структуру послания: документ должен быть отчетом за истекший год, а также указывать на "иерархическую систему целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга на перспективу в три-пять лет". В послании также "должны быть определены основные направления бюджетной политики Санкт-Петербурга". Оно оглашается на заседании парламента в присутствии судей Уставного суда и почетных граждан Петербурга не позднее 15 апреля. На его основании до 15 июня уполномоченный орган Законодательного собрания Петербурга и исполнительный орган государственной власти города осуществляют разработку совместного плана работы на два года. Основные положения обращения губернатора используются и при составлении проекта бюджета города на следующий год.
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"