Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Юрий Александров: Ренессансный талант (фото)

Юрий Александров: Ренессансный талант (фото)

898
Юрий Александров

Вчера народный артист России, художественный руководитель и директор театра «Санктъ-Петербургъ Опера» режиссер Юрий Александров отметил 60-летний юбилей. Трудно переоценить значение этого художника для современной отечественной сцены – в 1990-е годы он начал процесс авторизации российского музыкального театра, узаконив право личного режиссерского высказывания на оперных подмостках. «Фонтанка» присоединяется к поздравлениям мастеру.



Талант Юрия Александрова имеет откровенно возрожденческую природу. Начать хотя бы с его разносторонности: консерваторию будущий юбиляр закончил дважды – сначала как пианист и лишь затем как оперный режиссер. Как это ни парадоксально, но для музыкального театра ситуация уникальная – чаще всего для постановщиков опер партитура остается филькиной грамотой. Но только не для Александрова: любой его спектакль поразительно музыкален. А при этом дарование режиссера насквозь театрально, им движет игровая стихия, раблезианская фантазия фонтанирует и бьет через край. В каждой его работе сочной театральной плоти содержится столько, сколько бы иным коллегам хватило на десяток постановок. А еще, как и подобает настоящему ренессансному титану, Александров – выдающийся гуманист: мало кто на сегодняшней русской оперной сцене так тонко понимает про людей и про их взаимоотношения.

"Семен Котко". Мариинский театр



Масштаб дарования предопределил тяготение Александрова к большому оперному стилю. Его лучшие спектакли – многофигурные, дышащие полной грудью и опирающиеся на грандиозные концепции – поставлены в Мариинском театре. Александров вольготно чувствует себя на подмостках бывшей императорской сцены. В 1999 году с закинутого на едва оправившуюся от техногенного катаклизма, израненную, вставшую дыбом, покрытую шрамами и коростой Землю с ведущими в никуда рельсами «Семена Котко» началась новейшая история мариинской оперы, период ее недолгих «бури и натиска». После «Котко» была и выдающаяся «Царская невеста» (одна из самых пронзительных попыток актуализации русской оперной классики на мариинской сцене), и без преувеличения гениальный «Нос» (трудно вспомнить сколь-нибудь более снайперское театральное попадание в гоголевскую эстетику), и блистательный «Мазепа», трагическая притча о несокрушимой силе слепого рока.

"Нос". Мариинский театр
"Царская невеста". Мариинский театр



И вот парадокс: непревзойденному мастеру большой оперной формы приходится сегодня работать в Петербурге преимущественно на камерной сцене. Не то что бы этого так уж хотелось самому режиссеру. Любимое детище Александрова, рожденный двадцать три года назад камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» был изначально задуман как оперная лаборатория. Но с годами пространству поиска и эксперимента пришлось стать для Александрова основным творческим плацдармом. С годами авторской режиссуре Александрова стало не слишком уютно на Театральной площади, и режиссеру пришлось приноровить свой могучий талант к камерным пространствам особняка барона фон Дервиза. На городской карте музыкального театра Галерная улица выглядит прямо-таки режиссерским оазисом. В большинстве местных спектаклей Александрову удается то, что вообще-то мало у кого из его коллег получается по-настоящему убедительно: превратить затасканные партитуры Чайковского («Евгений Онегин» и «Пиковая дама»), Верди («Травиата») и Пуччини («Чио-Чио-сан») в зрелище, задевающее зрителя за живое.

"Евгений Онегин". "Санктъ-Петербургъ Опера"
"Травиата". "Санктъ-Петербургъ Опера"



Каким бы современным ни был облик постановок Александрова, он никогда не выходил за рамки академической театральной эстетики. Большой александровский стиль явно наследует школе советской оперной режиссуры. Поэтому у Александрова так здорово получается реанимировать исторические постановки старших коллег – достаточно вспомнить хотя бы грандиозную «Хованщину» Леонида Баратова, возвращенную к жизни в Мариинке именно Александровым. С советскими предшественниками он пересекается прежде всего в профессионализме. Александров владеет секретами режиссерского ремесла в совершенстве, что делает его незаменимым от Москвы до самых до окраин. Александров востребован в России, Турции, Италии, США, Латвии, Казахстане и далее везде – в эпоху размывающихся профессиональных критериев мастерство в цене по всему миру.

Дмитрий Ренанский
«Фонтанка.ру»

О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях