Вчера народный артист России, художественный руководитель и директор театра «Санктъ-Петербургъ Опера» режиссер Юрий Александров отметил 60-летний юбилей. Трудно переоценить значение этого художника для современной отечественной сцены – в 1990-е годы он начал процесс авторизации российского музыкального театра, узаконив право личного режиссерского высказывания на оперных подмостках. «Фонтанка» присоединяется к поздравлениям мастеру.
Талант Юрия Александрова имеет откровенно возрожденческую природу. Начать хотя бы с его разносторонности: консерваторию будущий юбиляр закончил дважды – сначала как пианист и лишь затем как оперный режиссер. Как это ни парадоксально, но для музыкального театра ситуация уникальная – чаще всего для постановщиков опер партитура остается филькиной грамотой. Но только не для Александрова: любой его спектакль поразительно музыкален. А при этом дарование режиссера насквозь театрально, им движет игровая стихия, раблезианская фантазия фонтанирует и бьет через край. В каждой его работе сочной театральной плоти содержится столько, сколько бы иным коллегам хватило на десяток постановок. А еще, как и подобает настоящему ренессансному титану, Александров – выдающийся гуманист: мало кто на сегодняшней русской оперной сцене так тонко понимает про людей и про их взаимоотношения.
Масштаб дарования предопределил тяготение Александрова к большому оперному стилю. Его лучшие спектакли – многофигурные, дышащие полной грудью и опирающиеся на грандиозные концепции – поставлены в Мариинском театре. Александров вольготно чувствует себя на подмостках бывшей императорской сцены. В 1999 году с закинутого на едва оправившуюся от техногенного катаклизма, израненную, вставшую дыбом, покрытую шрамами и коростой Землю с ведущими в никуда рельсами «Семена Котко» началась новейшая история мариинской оперы, период ее недолгих «бури и натиска». После «Котко» была и выдающаяся «Царская невеста» (одна из самых пронзительных попыток актуализации русской оперной классики на мариинской сцене), и без преувеличения гениальный «Нос» (трудно вспомнить сколь-нибудь более снайперское театральное попадание в гоголевскую эстетику), и блистательный «Мазепа», трагическая притча о несокрушимой силе слепого рока.
И вот парадокс: непревзойденному мастеру большой оперной формы приходится сегодня работать в Петербурге преимущественно на камерной сцене. Не то что бы этого так уж хотелось самому режиссеру. Любимое детище Александрова, рожденный двадцать три года назад камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» был изначально задуман как оперная лаборатория. Но с годами пространству поиска и эксперимента пришлось стать для Александрова основным творческим плацдармом. С годами авторской режиссуре Александрова стало не слишком уютно на Театральной площади, и режиссеру пришлось приноровить свой могучий талант к камерным пространствам особняка барона фон Дервиза. На городской карте музыкального театра Галерная улица выглядит прямо-таки режиссерским оазисом. В большинстве местных спектаклей Александрову удается то, что вообще-то мало у кого из его коллег получается по-настоящему убедительно: превратить затасканные партитуры Чайковского («Евгений Онегин» и «Пиковая дама»), Верди («Травиата») и Пуччини («Чио-Чио-сан») в зрелище, задевающее зрителя за живое.
Каким бы современным ни был облик постановок Александрова, он никогда не выходил за рамки академической театральной эстетики. Большой александровский стиль явно наследует школе советской оперной режиссуры. Поэтому у Александрова так здорово получается реанимировать исторические постановки старших коллег – достаточно вспомнить хотя бы грандиозную «Хованщину» Леонида Баратова, возвращенную к жизни в Мариинке именно Александровым. С советскими предшественниками он пересекается прежде всего в профессионализме. Александров владеет секретами режиссерского ремесла в совершенстве, что делает его незаменимым от Москвы до самых до окраин. Александров востребован в России, Турции, Италии, США, Латвии, Казахстане и далее везде – в эпоху размывающихся профессиональных критериев мастерство в цене по всему миру.
Дмитрий Ренанский
«Фонтанка.ру»
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»