
Железнодорожные агентства прекратили продажу билетов на рейсы "Сапсана", начиная с 13 марта, - со ссылкой на распоряжение Октябрьской железной дороги. В документе указывается на технические проблемы — износ колесных пар. Официально в РЖД объясняют: «глубина продаж» изменена в интересах пассажиров и с вопросами безопасности не связана.
Железнодорожные агентства приостановили продажу билетов на некоторые рейсы «Сапсана». По словам продавцов, 29 января по подразделениям было разослано письмо о том, что с 13 марта закрыта реализация проездных документов на поезда 151/152, 155/156, 157/158 направлением Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург, в связи с возникновением повышенного износа колесных пар, до выяснения причин износа и полного их устранения.
Сотрудники петербургского отделения ОАО «Российские железные дороги» ситуацию прокомментировать не смогли. «Нам об этом ничего неизвестно. Скорее всего, это чья-то шутка, - заявили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе. - Если бы были какие-то коррективы с нашими поездами, мы бы об этом знали». «Мы ничего не рассылали», - заверили и в пресс-службе Октябрьской железной дороги. Продавцы билетов утверждают, что письмо было разослано именно от имени ОЖД, причем на сайтах двух или трех желдорагентств (например, www.bilet78.ru) этот документ выложен без сокращений, и с его текстом могут познакомиться все будущие пассажиры.
В головном офисе «Российских железных дорог» взяли тайм-аут. Только в 16 часов 23 минуты пресс-служба дала официальные разъяснения по поводу отмены продаж, о которой, напомним, было известно еще 29 января. Судя по тексту, билеты перестали продавать исключительно ради удобства самих пассажиров. «В настоящее время ОАО "РЖД" рассматривает возможность увеличения частоты движения и внесения некоторых изменений в график курсирования высокоскоростных поездов «Сапсан». Для этого специалисты компании проводят необходимые технологические работы. В связи с этим на несколько дней была изменена глубина продаж билетов на «Сапсан», - говорится в официальном заявлении компании.
Пресс-служба уверяет также, что никаких проблем с колесными парами «Сапсана» за время его коммерческой эксплуатации не выявлено. «Коммерческая эксплуатация поездов подобного класса в России проходит только полтора месяца, она осуществляется в подконтрольном режиме согласно договору на техническое обслуживание. Специалисты компании «Сименс» совместно с ОАО «РЖД» регулярно осуществляют необходимую диагностику всех деталей и узлов поездов и проводят анализ его эксплуатационных характеристик», - заявляют в компании.
Между тем, как писала «Фонтанка», уже через месяц после начала эксплуатации «Сапсана» износ колесных пар скоростного поезда составил 6 мм. К таким выводам пришли специалисты Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава РЖД (ОАО ВНИКТИ), которым детали поезда доставили на экспертизу. Такие повреждения приведут к необходимости менять колесные пары чаще, чем предполагалось, сообщал московский портал Infox.ru, ссылаясь на собственные источники в институте.
«На каждом колесе поезда за месяц регулярной эксплуатации образовались дефекты глубиной 6 мм и шириной около 1 см, — рассказал один из экспертов портала Infox.ru. — А они дали трещины на глубину еще 6 мм. Это катастрофически сильный износ для такого маленького пробега». По словам специалиста, «контактное пятно у «Сапсана» маленькое, поэтому в нем возникают высокие контактные давления, что и приводит к усиленному износу металла».
Специалисты ВНИКТИ в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» эти сведения не опровергли, но прокомментировать, насколько они значительны для безопасности поезда, не смогли. «С этим вопросом — не к нам, - заявили в отделе прочности ВНИКТИ. - Мы просто проверяли прочность и усталость металла. Износ, конечно, есть, но в пределах допустимого. С нашими поездами происходит то же самое, и все колесные пары рано или поздно приходится менять». Эксперты полагают, что сокращение количества рейсов «Сапсана» - превентивная мера, выбранная РЖД, и вполне ее одобряют. «Сейчас поездов еще мало, поэтому нагрузка на составы значительная, - поясняют они. - Возможно, хозяева просто решили не рисковать».
После введения «Сапсана» в эксплуатацию с расписанием поездов на Москву стали твориться довольно странные вещи. После трагедии с «Невским экспрессом» из расписания был исключен поезд «Юность»: как объяснили в РЖД, тихоходный состав «не стыкуется» со скоростными поездами нового поколения.
«Сапсан» занял нишу поезда «Юность», который был отменён только для того, чтобы уступить место «скоростной птице». Но так называемая «нитка» под «Юность» осталась и никуда не пропала. «Вполне можно было отправлять её вслед за «Сапсаном», - считают железнодорожники. - В утренние и вечерние часы скоростные поезда отправляются по графику, похожему на время отправления бывшего поезда 165/166 «Невский экспресс», которому никакая «Юность» не мешала».
Место «Авроры» планировали отдать «Невскому экспрессу», и в ряде СМИ появилась информация, что составы нынешнего 165/166 поезда состоят из новых вагонов. «Однако, если проанализировать номера всех имеющихся вагонов, то становится понятно, что вагоны те самые, - сообщили «Фонтанке» в службе эксплуатации пути. - Всего было 37 вагонов «Невского экспресса», из них 14 ни разу не попадали в ЧП, 8 вагонов пострадали и выбыли из строя из-за крушений, а 15 хотя и были в составе пострадавших поездов, но пригодны к эксплуатации. Причем 2 вагона умудрились уцелеть аж в двух крушениях». И именно из оставшихся в строю вагонов и были сформированы два состава, но только с 48-местными вагонами, которые имеют перегородки, утверждает источник "Фонтанки".
Кира Обухова, Владимир Федоров,
Фонтанка.ру