Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Семен Альтов: Даже тигры побаиваются единороссов

Семен Альтов: Даже тигры побаиваются единороссов

320

На днях Семен Теодорович отметил красивый 65-летний юбилей. Точней, не отметил, потому что не стал устраивать бенефисного концерта, даже банкет «зажал». Сбежал от всех, и ладно бы, улетел на отдых в жаркие страны, так просто отсиделся на даче. В нынешние снегопады и морозы до юбиляра не смог добраться практически никто. Но обозревателю "Фонтанки" все-таки удалось связаться с Альтовым и задать ему вопросы не только от своего имени, а еще и от тех наших читателей, что написали в рубрику «Спроси сам».

- Семен Теодорович, наши читатели интересуются, а кому-нибудь сейчас нужны писатели-сатирики?

- Никому не нужны. За нас все уже написал Салтыков-Щедрин. Да, в советские времена не только поэты и барды, но юмористы-сатирики, выходцы из клуба «12 стульев» собирали стадионы, но теперь осталось несколько таких одиночек типа меня. Нынче юмор стал очень серьезным бизнесом, поэтому сатирикам не место. Нужно шоу, определенный ритм реприз, не важно какого смысла. Вот Comedy Club - это холдинг, там работает масса народу. «Кривое зеркало» Петросяна – тоже холдинг, только нацеленный на другую аудиторию. Сатирики сейчас ни к чему еще и потому, что теперь вроде и так все всё знают. У нас замечательная система в государстве: вроде, всё можно, и в то же время, вроде, чего-то нельзя. Такая вот мягкая посадка. Говори, что хочешь, но думай, что говоришь. Поэтому сатирик – это, скорей, диагноз, а не профессия.

- А как вам «Прожекторпэрисхилтон»? Ведь там элементы сатиры налицо, и вообще это новый, импровизационный вид юмора…

- Для нас новый, а во всем мире телевизионное остроумие по поводу происходящих событий достаточно распространено. Может, это возрастное, но поскольку я человек не злой, мне стало приятно смотреть на молодых талантливых ребят. Они симпатичные, прекрасно треплются, импровизируют. Мне только кажется, что эта передача и ее ведущие живут немножко отдельно от страны, потому что так хорошо, как им во время прямого эфира, далеко не всем. Там, где нет отопления, дров, все занесло снегом, пенсия меньше платы за квартиру, куда меньший восторг вызывают все эти телешутки по поводу Берлускони и Тимошенко. «Прожекторпэрисхилтон» - это такой юмор обеспеченных людей, сидящих в тепле и хорошо покушавших. Им бы еще рюмочку! Столичный юмор. А мне всегда казалось, что телевизионное действо должно хоть немножко соответствовать действительности.

- В одной из крупных газет на первую полосу был вынесен заголовок: «Мартиросян в десять раз богаче Петросяна». А во сколько раз он богаче Альтова?


- Наверное, в сотни. Но я всегда считал, что надо радоваться тому, что есть, вместо того, чтобы мучиться из-за того, чего нет. То, что мне нужно, у меня есть. И никакой зависти ни к Гарику, ни к Евгению Вагановичу не возникает. Петросян, кстати, тоже не пропадет с голоду.

- Видел Вас на Невском за рулем BMW… Интересно, с доблестными и неподкупными работниками ГИБДД у Вас хорошие отношения?

- Полгода назад ехали мы с женой из Таллина, она за рулем (Лариса, кстати, лучше меня водит), а там дорога идеальная, и гаишников нет вообще. И мы что-то заболтались, на спидометре 130-140, а знак висел - 90. Вдруг сзади такие новогодние огоньки замелькали – эстонские гаишники. Так как за рулем была Лара, то разговаривать стали только с ней. Не было ее минут 40, и уже потом она рассказала: «Инспектор показал, что мы превысили скорость на данном участке дороги. По эстонским законам, это лишение прав на год и штраф в размере 3 000 долларов». Лара им говорит: «Мы двадцать лет водим машину, ни разу никуда не попадали, спешили, потому что мужу на концерт надо». Разговор был долгим, взяток там не берут. В конце концов, эстонец проявил гуманность, вернул права и выписал штраф на 300 долларов. После этого, когда возник знак 70, то мы шли 69…

Но стоило нам пересечь границу России, как мы вспомнили, что торопимся, и опять помчались - 130-140. А когда нас тормознули гашники, то они разулыбались: «Семен Теодорович, берегите себя!» И что лучше – наше беззаконие или эстонское законие? И, кстати, когда мы вновь подавали документы на эстонскую визу, нам открыли ее не на три года, как раньше, а всего на год – учли все-таки то нарушение! Вот это так называемый закон, который может быть отвратителен, когда работает по отношению к тебе, и замечателен по отношению к другим.

- Представьте, что Вы из Ленинграда 1980 года, из тех времен, когда Вы сделали программу «Шоу-01», перенеслись в Санкт-Петербург 2010-го… Что бы Вы рассказали друзьям, вернувшись назад в 80-е?


- Двоякое ощущение. С одной стороны, конечно, город похорошел – чего уж тут говорить, столько затрачено усилий. С другой стороны, ритм жизни стал устрашающим. Я бы, например, рассказал своим друзьям в 80-х, что посмотрел новую версию фильма «Шерлок Холмс». Мы с женой действительно на днях посмотрели «Шерлока Холмса», причем в центре города, в магазине, моей жене спокойненько, за 80 рублей, продали пиратскую копию (в 80-м такого не было!). Не могу назвать себя патриотом масленниковского «Шерлока Холмса» образца 80-х, но поймал себя на том, что частота трюков, ритм «Холмса»-2010 совершенно разбивают историю, которая для меня в этом произведении очень важна. Понимаете, ритм этой картины, как и многих явлений нашего времени, просто ненормальный.

Может, действительно человечество меняется, и оно будет готово жить и творить в новом ритме. Но я не готов. Меня утомляет и даже калечит эта клиповость новой жизни. Я понимаю, что старею и, естественно, не поспеваю за этим ритмом, мы идем в разные стороны – я к себе на тот свет, они - в будущее. Но надо ли, чтобы человек так ощущал эту жизнь? Экстремально и непрерывно! Когда новости, сенсации, ужасы обрушиваются на наши бедные головы через каждые три секунды, они перестают быть неожиданностью… Нельзя все время жить синкопами.

- А про Ленинград 2010-го что бы рассказали?


- Я хотел уйти от вопроса… Но раз уж Вы настаиваете… Я, естественно, люблю свой город, и этой снежной зимой он удивительно красив. Но я бы сказал: не спешите в Петербург-2010, потому что в Ленинграде-80 лучше.

- Почему же?


- Потому что там мои друзья и я были молоды… А так, конечно, в нынешнем Петербурге есть какой-то шик. Лучше стали дороги – в 80-е невозможно было проехать по центру города, а сейчас нормально. Тогда человек на иномарке воспринимался в диковинку, а теперь человек на «жигулях» вызывает удивление.

- А как бы Вы рассказали о том, что появилось столько богатых людей, и столько ужасающе бедных?

- Я бы все-таки сказал, что мы так и не научились ценить то, что имеем в России… Мой друг недавно вернулся из Индии, и я понял, как сделать россиян счастливыми: надо их послать на неделю в Индию. Не в туристическое путешествие, а так, чтобы они поняли и увидели, как, оказывается, живут люди. Они живут на 3-5 долларов в месяц совершенно нормально. Города, где не только корова - священное животное, а любое животное неприкасаемо – бегают по городу, надобности справляют так, как им удобно. А умерших людей сжигают на берегу реки, загрязненность Ганга в тысячи раз превышает допустимую… А люди, тем не менее, живут. Но там другая философия – там нет ощущения несчастья даже у самых нищих. Так что, может быть, мы избалованы? Вот неделя в Индии, и человек возвращается счастливым патриотом в Россию. Такие уроки патриотизма по договору с индусами!

- Нынешней зимой сосульки и снег – самая горячая городская тема… Как Вы считаете, власти Петербурга проиграли эту снежную битву?

- Полтора столетия в Петербурге не было такой зимы. Мы все искренне удивляемся этому, но наивно полагаем, что власть должна быть готова к такому зигзагу природы. То есть для нас это полная неожиданность, а поскольку вы, дорогие чиновники, ближе к Богу, то вас должны были как-то информировать, предупредить, а потом уж вы - нас… А ведь не только власти, но и бизнесмены эту битву провалили. Кто-то за голову схватился: «Знать бы раньше, можно стать миллионером вмиг - 800 тысяч лопат ушло в один день!»
Когда смотришь в Петербурге на сосульки, дух захватывает - так красиво на солнце переливаются, но это же смертельное оружие. А когда я смотрю на сугробы, то думаю: будь я бизнесменом, закупил бы сейчас галош, потому что месяца через полтора-два, когда всё начнет таять, начнется великий потоп, и тогда калоши будут ценней лопат. Только сразу предупреждаю: если кто-то хочет заработать, я за совет беру один процент.

- Семен, а назовите несколько свежих шуток, авторам которых Вы завидуете белой завистью!

- При отсутствии памяти этот вопрос не ко мне. Хотя, конечно, есть замечательные шутки. Вот такую запомнил: «В Монголии прошел конкурс двойников, победили все».
Я тут придумал такой жанр — еслинизмы. И вдруг начали присылать по е-мэйлу, совершенно неизвестные авторы. Я иногда использую, но с оговоркой, что это не мое. «Если наука победит алкоголизм – люди перестанут уважать друг друга». «Если в ответ на просьбу придумать рифму слову «Европа», вы скажете «Пенелопа», значит, вы скрытный и неискренний человек».

Мне вот тут смешную историю рассказали, практически быль. Сейчас же очень многие наши граждане, когда что-то не так со здоровьем, отъезжают подлечиться в Германию. И вот в немецкую клинику приезжает группа наших бизнесменов. Врач-переводчица записывает и спрашивает:

- Пьете?

- Да.
- Стакан?
- Больше.
- Два?
- Больше.
- Литр?
- Больше.
- Два?
- Бывает.
- Как?!
- В России бизнес.
Заходит второй.

- Пьете?
- Бывает.
- Стакан?
- Больше.
- Два?
- Больше.
- Литр?
- Больше?
- Два?
- В России бизнес.
Заходит третий. Врач спрашивает: «Бизнесом занимаетесь?»

- Семен Теодорович, в «Единую Россию» Вас звали, зовут?

- Я не буду говорить, это военная тайна, но так получилось, что я стоял у истоков «Медведя». У меня даже есть удостоверение где-то… Стоял у истоков, на первых собраниях присутствовал. А потом почему-то оказался не нужен. Очевидно, я выполнил свою роль, или что-то не оправдал… Есть, правда, третий вариант: а если меня берегут для чего-то более важного, и я в резерве командования?!

- Как Вы относитесь к людям, что стремятся вступить в правящую партию?

- Это все связано с бизнесом, потому что даже политика - тоже бизнес. Если для продвижения какого-то проекта или тебя самого это нужно, значит, пиши заявление: «Прошу принять меня в ряды…». Строить здесь глазки и вставать в позу – несерьёзно! Власть - это тоже бизнес. Это всё способ решения каких-то проблем, и многие поняли: чтобы решить проблемы, нужно быть там.

- То есть повторяется история КПСС?

- Наверное, да. Член партии вперед, а не член – отойди в сторонку.

- Вот и дрессировщики тигров братья Запашные вступили в "Единую Россию"…

- И звери стали их уважать и побаиваться? А что, если и звери должны вступить, чтобы все свои были…

- На носу зимняя Олимпиада… Страну опять захлестнет волна патриотизма, сердца переполнит чувство гордости за наших чемпионов. А чем нам, россиянам, еще можно гордиться?

- Вкладом в культуру, хотя это в далеком прошлом. Изобретениями научными, хотя это в не столь далеком, но тоже в прошлом. Вот и получается, что в настоящем осталось гордиться только нашей необъятной территорией! Глянешь на карту мира, положишь глаз на Россию, и дух захватывает. А летишь на гастроли на Дальний Восток, и под крылом часами ни души, кроме мошкары да медведей. Понимаешь, что мы все невероятно богаты, но освоить эти просторы нам самим практически невозможно. Если бы я вошел в правительство, я какую-то часть, за огромные деньги, ту, куда нога нашего человека явно не ступит, отдал бы в аренду. Получил бы огромные деньги, и на них страна, компактно собравшись на европейской территории, жила бы как в Кувейте. Даже новорожденный получал бы свой миллион долларов и жил бы нормально, ни в чем себе не отказывая… Но, может, и правильно, что не зовут ни в правительство, ни в «Единую Россию», чтобы земли не раздавал!

- Вы всегда такой собранный, мужественный, с низким голосом. Но не так давно на «Фонтанке» был опубликован фоторепортаж с открытия театра «Лицедеи», где на одной из фотографий Вы плачете на плече своего друга «лицедея» Виктора Соловьева… Часто на вас накатывают такие эмоции?


- Я очень сентиментальный. И когда открывали новый театр «Лицедеи», я вспомнил - это же все выросло на моих глазах, я помню, какими они были: и Анечка с надутой попкой, и Анвар, и Соловьев – все у меня сразу всколыхнулось. И вдруг такой наплыв чувств. За мной такое водится, и тогда мои родные говорят: «Держи себя в руках». А я прочел однажды, как Алена Делона спросили: «Правда, что Вы так часто плачете?» Он ответил: «Я человек сентиментальный, когда я вижу что-то трогательное, у меня слезы катятся, и я этого ничуть не стыжусь». Так что мы с Аленом Делоном, когда нам хорошо или трогательно, просто плачем.

Ответы Семена Альтова записал Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях