В России с 1 февраля действует закон о торговле, призванный регулировать отношения "поставщик-продавец-покупатель". Предполагается, что нормативный акт не позволит торговым сетям завышать цены, а также навязывать свои условия поставщикам продукции. Эксперты же считают новый закон недоработанным и уже готовят поправки.
В России с 1 февраля действует закон о торговле, призванный регулировать отношения "поставщик-продавец-покупатель". Предполагается, что нормативный акт не позволит торговым сетям завышать цены, а также навязывать свои условия поставщикам продукции. Эксперты же считают новый закон недоработанным и уже готовят поправки.
Закон о торговле разрабатывался в течение 5 лет. Только в декабре прошлого года документ был подписан президентом Дмитрием Медведевым. Фактически он начнет действовать через 180 дней. Этот срок дан ритейлерам для того, чтобы привести договоры с поставщиками в соответствие с законом.
Новые соглашения не должны предусматривать никаких вознаграждений и бонусов, которые ранее сетевые магазины брали с производителей за "вход в сеть". По плану, это нововведение снизит цены на некоторые товары. Однако многие эксперты рынка считают, что это маловероятно. "Сейчас сетевики бонусами компенсируют затраты на содержание того самого "места на полке". Едва ли они откажутся от этих денег и не внесут их в стоимость товара", - пояснил представитель крупного петербургского поставщика на условиях анонимности.
Создатели закона уверяют - и все-таки ситуация с ценами станет заметно лучше. Дело в том, что документ содержит статью, позволяющую правительству устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Правда, с оговоркой - на срок не более 90 дней, и только если данная продукция подорожала за месяц на 30% и более.
Для снижения цен планируется повысить конкуренцию среди торговцев, опять же, ограничениями деятельности сетевиков. Так, вводится норма, сдерживающая расширение сетей, если их доля на рынке продовольствия в конкретном регионе превышает 25%.
Эксперты Союза потребителей считают, что подобные меры достаточно было прописать в антимонопольном законодательстве, усилив тем самым роль ФАС на рынке ритейла. "Понятно, что если в отдельно взятом районе "власть захватили" сетевики, то покупателям просто никуда не деться, приходится покупать у них, по продиктованным их экономикой ценам, - комментирует ситуацию сопредседатель союза потребителей Анатолий Голов. - При этом борьба с подобными фактами – прерогатива антимонопольщиков, и мы готовы поддерживать их работу в этом направлении". Сомнительным с точки зрения эксперта выглядит и административное регулирование цен. "При ажиотажном спросе любое административное регулирование — это плохо. Здесь нужны рыночные меры", - считает Голов.
В целом, если потребители и заметят улучшения на этом рынке, то не раньше второй половины года. По закону сетевикам дали 180 дней для перехода "на новые рельсы". В большинстве сетевых магазинов "Фонтанке" подтвердили, что заключение новых договоров с поставщиками займет не один месяц, тогда как ранее соглашения просто продлевались в автоматическом режиме.
Многие участники рынка полагают, что за это время в законе будут обнаружены многочисленные недоработки. Некоторые, по их признаниям, уже готовят пакеты поправок.
Одновременно с новым законом "О торговле" с сегодняшнего дня вступила в силу часть антимонопольных ограничений. Те торговые сети, доли которых выше 25% объема реализации продукции в границах субъектов Российской Федерации, уже не могут открывать там новые магазины. Однако в границах городских округов и муниципальных районов это ограничение начнет действовать только с 1 июля 2010 года.
Напомним, Петербург традиционно является лидером по числу сетевых магазинов в обороте розничной торговли. По разным подсчетам, ритейлеры занимают до 70-80% рынка. По данным ФАС, только магазины группы X5 составляют 31% оборота.
Маша Могилевская, Мария Цыганкова,
"Фонтанка.ру"