
В кино так часто показывают конец света, что библейскую версию все как-то позабыли. А если и вспоминают, то считают старомодной и малоувлекательной. Поэтому каждый, кто берется экранизировать Апокалипсис, непременно вносит в него поправки и изменения.
Вот и голливудский дебютант режиссер Скотт Стюарт, в прошлом специалист по спецэффектам, со сценаристом Питером Шинком, в прошлом монтажером, не стали исключением. В их фильме «Легион» («Legion») конец света, подобно Всемирному потопу, происходит потому, что Господь Бог разочаровался в людях и решил их уничтожить. Окончательно и бесповоротно. Однако перед этим он слишком долго внушал членам небесной иерархии, мол, человек – венец творенья, его надо любить и уважать. Поэтому не удивительно, что один из архангелов, а именно Михаил (а именно Пол Беттани), божественному решению противится. Но вместо того чтобы вступить с творцом всего сущего в прямой конфликт, отправляется в закусочную посреди американской пустыни Мохава, где, по его сведениям, должен родиться мессия, последняя надежда человеческого рода на спасение. Мессию уже носит в своем животе официантка Чарли (Эдрианн Палики), незамужняя и беременная от какого-то неизвестного молодца. Известие, что ее будущий ребенок – чей-то там помазанник, Чарли не особенно радует, но в это время вокруг закусочной начинают твориться такие вещи, что остается только довериться архангелу и молиться Богу.

Вокруг тошниловки бушуют казни египетские – тучами носится саранча, и бродят монстры, в которых превратилось большинство людей. Но главное – летают вооруженные до зубов и враждебно настроенные ангелы, архангелы, херувимы да серафимы. Правда, хорошенько рассмотреть удается только одного злого архангела Гавриила (Кэвин Дюран), но выглядит он так, что вполне может заменить заявленный в названии легион. Одни бронированные крылья чего стоят.

Самыми занятными в этом разухабистом псевдорелигиозном зрелище выглядят цитаты из вполне атеистических фильмов. Авторы не могут отказать себе в удовольствии процитировать в сотый раз «Безумного Макса», заимствуя мрачные виды пустыни, по которой мчатся автомобили обреченных смертных, а также «Терминатора», чьей заслугой можно считать появление у закусочной заброшенной детской площадки. Еще одна неизбежная дань кинотрадиции – зомби, в которых Божий гнев обратил большую часть человечества. Здесь выдумать что-то новое сложно – зомби и есть зомби. Однако авторам «Легиона» удается выглядеть оригинально: перед окончательной потерей человеческого облика у хомо сапиенсов очень эффектно отвисают челюсти, появляются мелкие противные зубки, и они (не зубки, сапиенсы) начинают бегать по потолку.

Атмосфера тотальной безысходности оттеняется черным юмором вроде названия закусочной «Райская бездна» или фразочек Чарли, которая на восьмом месяце беременности смолит одну сигарету за другой, а на укоры с лукавым прищуром отвечает: «Я брошу». И не ясно, о чем речь – о курении или о малютке, которого она планировала отдать приемным родителям. Однако сомнительный моральный облик мессианской родительницы не просто смелая шутка, а способ показать сложность человеческой натуры. Все обитатели «Райской бездны» – сбившаяся с пути официантка, потерявший веру хозяин, его дебиловатый сын, криминальный негр и рассорившиеся супруги, случайно оказавшиеся в этих краях, – не праведники, но зато в решающий момент проявят себя с самой лучшей стороны.

Чтобы окончательно реабилитировать человечество – если не в глазах Всевышнего, то в глазах зрителей, авторы готовы даже уподобить грешников персонажам Нового Завета. Если беременная официантка – это, получается, Мария, то ухаживающий за ней хозяйский сын – самый натуральный Иосиф. Правда, не плотник, а автомеханик, но самодельная деревянная колыбелька в кадре всё равно появляется. В конце концов многозначительных подтекстов становится так много, что авторы в них тонут. И совершенно проваливают финал, на который у них не остается ни сил, ни времени.

Под видом финала в «Легионе» приключаются первая за весь фильм полноценная драка, малоубедительная автомобильная гонка и диалог между двумя архангелами, из которого можно сделать вывод, что вся эта история затевалась Господом Богом ради чистки в рядах небесной канцелярии. А Апокалипсис – и фильм «Легион» в придачу – нужны были тамошним кадровикам исключительно для прикрытия. Божественно, не правда ли?
Елена Некрасова
«Фонтанка.ру»
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»