Афиша Plus Выставки «Французский плакат» в Эрмитаже: Завлекательное искусство (фото)

«Французский плакат» в Эрмитаже: Завлекательное искусство (фото)

3 001
«Французский плакат» в Эрмитаже: Завлекательное искусство (фото) | www.fontanka.ru«Французский плакат» в Эрмитаже: Завлекательное искусство (фото) | www.fontanka.ru

В Эрмитаже показывают французскую декоративную графику рубежа XIX-XX веков: два десятка рекламных плакатов, а также обложки журналов и эстампы для украшения интерьера. Вещи нарядные, эффектные и населенные изящными прелестницами – неудивительно, что сто лет назад коллекционеры охотились за только что расклеенными шедеврами по ночам.

Новая временная экспозиция на третьем этаже Зимнего дворца привлекательна и понятна самому широкому зрителю. На больших листах ждут начала спектакля, скачут на лошади, затягиваются папиросой, глядят на океан и намыливают руки элегантные дамы в платьях и шляпках, преимущественно с рыжими волосами и крошечными ножками. Эти плакаты (а точнее, афиши) столетней давности завлекали парижан на выставки, выступления антреприз, в художественные галереи и театры, рассказывали о новых товарах.

Анри-Габриэль Ибель. Афиша галереи Маршана Пьеррфора. Около 1895Анри-Габриэль Ибель. Афиша галереи Маршана Пьеррфора. Около 1895
Анри-Габриэль Ибель. Афиша галереи Маршана Пьеррфора. Около 1895



Популярными они стали благодаря Жюлю Шере, который в конце 1860-х годов придумал броскую и легко узнаваемую формулу: крупная женская фигура в вычурной позе на ярком фоне, а вокруг разномастные кривляющиеся буквы. Художник работал в технике цветной литографии, но вместо камня часто использовал цинковую пластину, что облегчало выполнение больших изображений. В своих эстампах Шере отказался от привычной ранее лубочной резкости и карикатурности и стал ориентироваться на жеманные и эротичные образы французского рококо XVIII века, прежде всего Буше и Фрагонара. Его дамы облачились в шелка, утянули талии, выставили приятные округлости и взбили прически. Что бы ни рекламировалось, стиль картинки оставался неизменным, менялись только атрибуты героинь – собачки и кошечки, шали и шляпки, музыкальные инструменты и бокалы, кони и велосипеды. За пару десятилетий из маргинального прикладного жанра плакаты превратились в высокое искусство, их активно собирали и выставляли. Более того, реформа Шере во многом определила облик современной рекламы.

Жюль Шере. Афиша ипподрома у Порт-Майо. 1890Жюль Шере. Афиша ипподрома у Порт-Майо. 1890
Жюль Шере. Афиша ипподрома у Порт-Майо. 1890



Большая часть показанных в Эрмитаже работ относится к 1890-м годам. Шере не изменил своим вкусам, его красотки – самые игривые и озорные на выставке: одна переполнена счастьем от нового мыла, другая с легкостью выигрывает скачки, едва придерживая поводья несущейся лошади, но не теряя ни идеальной осанки, ни модной шляпки на голове (плакаты 1890-1891 годов). Однако другие плакаты демонстрируют отход от популярной формулы.
Альфонс Муха усиливает декоративность и эротизм: весь лист покрыт узором, нередко построенным на названии продвигаемого товара, по этому фону полуобнаженные нимфы распустили кружево волос. Они выглядят одинаково томно и с кистью в руке, и с папиросой (1896-98).

Альфонс Мария Муха. Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898Альфонс Мария Муха. Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898
Альфонс Мария Муха. Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898



Анри Тулуз-Лотрек возвращается к карикатурности, добавляя набеленным лицам своих дам морщинок, придает буквам надписей нарочитую рукотворность, а фигуры, наоборот, затягивает в черный цвет, лишает движения и упрощает до иероглифов (плакаты и журнальные обложки 1893-1896). В самом известном произведении выставки – афише кабаре «Японский диван» (1893) – Тулуз-Лотрек складывает из черных перчаток певицы Иветт Гильбер первую букву ее имени «Y», при этом оставляя лицо за рамкой изображения.

Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша кабаре «Японский диван». 1893Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша кабаре «Японский диван». 1893
Анри де Тулуз-Лотрек. Афиша кабаре «Японский диван». 1893



Теофиль Стейнлен и вовсе заменяет модниц разноцветными кошками (1894).

Теофиль Александр Стейнлен. Рекламный плакат «Чистое стерилизованное молоко с берегов Венжанны». 1894Теофиль Александр Стейнлен. Рекламный плакат «Чистое стерилизованное молоко с берегов Венжанны». 1894
Теофиль Александр Стейнлен. Рекламный плакат «Чистое стерилизованное молоко с берегов Венжанны». 1894



Рядом выставлены восемь декоративных панно Эжена Грассе (1897), созданные для украшения интерьера, – как замена живописи. Вертикальные изображения обрамляли двери или окна, горизонтальные располагались над дверями, квадратные и круглые заполняли пустое пространство на стенах. Это аллегории: рыжая Экстравагантность держит веер и пенсне, брюнетка Искушение приспускает платье на плече и тянет с дерева зеленое яблоко, блондинка Ревность прячется в чайных розах, шатенка Тоска лежит на траве и созерцает поникший цветок. Растения и цветы соответствуют эмоциям и чертам характера, по которым выполнены панно. Все эти вещи самодостаточны: текст сообщает только сухую информацию, а привычный сегодня рекламный слоган отсутствует.

Эжен Самюэль Грассе. Кокетство. Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897Эжен Самюэль Грассе. Кокетство. Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897
Эжен Самюэль Грассе. Кокетство. Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897



Сто лет назад острого арабеска рисунка, контрастного колорита и женского присутствия было вполне достаточно, чтобы зацепить внимание массового зрителя.

Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5