
Арт-события недели представляют разные направления: скульптуру, видео, рисунок, прикладное искусство. Проекты объединяют баланс интеллектуального и чувственного, мастерство авторов и акцент на женском начале: античная пластика оказывается не только белой, но и пушистой, маленькие девочки витают в стране фэнтези, а еще кто-то надраил кафель в туалете…
Утонуть в мраморе
С 20 января в AL Gallery выставляют скульптуры, объекты и видео Юлии Безштанко, собранные под названием «Остров любви». Это не отсылка к слащавому дамско-курортному роману: проект посвящен Павлу I и его жене Марии Федоровне, по чьему приказу в конце XVIII века в центре Гатчинского парка был устроен настоящий остров с таким романтичным именем. Вскоре неброский местный пейзаж украсили две античные скульптуры, «Амур и Психея» и «Венера и Амур». Как раз с темой внезапного вторжения в устоявшийся ландшафт отечественного искусства, а также с мотивом наслаждения новых хозяев от обладания классической красотой и работает художница. Она пересоздает тела античных богов, которые тоже, в некотором смысле, являются «островами» любви, но уподобляет их неожиданной, хотя по-своему эротической субстанции – перинам и подушкам. Безштанко делает свои скульптуры из необычного для этого искусства материала – мягкого, рыхлого и легкого синтепона, формируя из него большие параллелепипеды: то собирает слоистую поверхность в эротичные складки, то вминает ее внутрь – получается подобие тесно сжатых женских ног или живота с пупком. Всё это большое, теплое, уютное, совершенно не похожее на привычную колючую и холодную современную скульптуру.

На выставке будет еще несколько объектов с белой кожей и тканью, а также видео про татуировки, а качество проекта гарантирует личность куратора Дмитрия Пиликина – он сам художник, арт-критик и исследователь современного искусства.
Трудное детство феи
В четверг 21 января в Галерее Марины Гисич открывается выставка Валерии Матвеевой-Нибиру «Sisters in Mind». Это десятки листов бумаги, на которые воображение художницы выплеснуло образы волшебного царства подсознания. Человечки, зверьки и всевозможные их сочетания сплетаются в бесконечном сражении между жизнью и смертью: пожирают друг друга, пропускают через мясорубку, поджаривают с яичницей. Вокруг растут глаза, плывут рыбы, мигают звезды и ракеты. Особый упор художница делает на фигурках девочек, которые обнимают и кормят зверей, едят их и сами становятся их жертвами. Одни доверчиво глядят на разных чудищ, другие сами живут в чьем-то нутре – то ли заплутавшие Дюймовочки и Алисы, то ли феи-убийцы. Мир Матвеевой-Нибиру близок одновременно страшным фантазиям-галлюцинациям европейских романтиков рубежа XVIII-XIX веков и игрушечным страстям современного жанра фэнтези. «Сестры по разуму» цепляют и не отпускают, заставляют присмотреться к своему миру, сотканному из тонкой чернильной линии, требуют решения загадочных ребусов, в которых они застряли, словно в паутине.

Все эти видения материализовались на бумаге за один год, и не удивительно, что за свежеиспеченных монстров активно взялись галеристка Марина Гисич и сотрудник Отдела новейших течений Русского музея Екатерина Андреева, выступающая куратором проекта.
Творческая гидроизоляция
А 22 января Петр Швецов в галерее Anna Nova представляет свой новый проект «Кафель». Любитель сильнодействующих художественных средств Швецов на этот раз обращается к «туалетному искусству», где рисунки неотделимы от текстов, а непристойность граничит с философией. Совсем недавно в музеи проникли настенные граффити, но росписи туалетов пока остаются табуированной темой. В стремлении заполнить стерильную белизну общественной уборной художник видит идущую издревле потребность в художественном ритуале. Проект, как это обычно бывает у Швецова, сводит вместе работы нескольких лет: художник признается, что материал ведет его сам, а потом нужно придумать оболочку, в которой смогут ужиться разнообразные идеи. На этот раз рисунки, живопись, скульптура и инсталляции объединились под эгидой благородного искусства керамической плитки. Среди голых теток и потеков краски встречаются корабли, медузы, портреты, есть вольная копия закалывающей себя кинжалом Лукреции с эрмитажной вазы.

Контрасты создают напряжение, и остается надеяться, что зрители будут достаточно искушены, чтобы не впасть в раздражение и агрессию, а правильно воспринять ритуальное поклонение художника даже самому низовому проявлению творческой энергии.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»