
В Манеже показывают ежегодную выставку новых произведений петербургских художников, своеобразный арт-отчет города за прошедший год. Однако смотреть здесь надо не столько вещи, имеющие в подписи дату «2009-й», сколько все остальные.
По концепции организаторов, принцип выставки – от каждого художника по одной работе за предыдущий год – призван в итоге собрать цельную картину текущего художественного процесса в городе. В 1993 году, когда это придумали, получившаяся солянка действительно могла претендовать на сравнение со «справочником современного искусства», как Манеж рекомендует свой проект. Тогда галерей и выставочных площадок было мало, а зал еще имел репутацию главного места прописки новейших течений. Сегодня он его не имеет и не может иметь: подавляющее большинство выставленных работ – сотни погонных метров еще пахнущих маслом холстов – могли быть написаны и десять, и двадцать лет назад, и говорит это главным образом о том, что в городе огромное количество живописцев и что они продолжают покупать расходные материалы и использовать их по назначению. Это только на словах проект затевался ради новых работ: они задвинуты на второй этаж, в безликие ряды ободранных и пыльных беленых советских стендов, и в этом месиве совершенно отсутствуют признаки кураторской воли и желания организаторов хоть как-то структурировать экспозицию, чтобы ее хотелось посмотреть.



Правда, из прошлогоднего урожая организаторы выбрали буквально десяток вещей самых медийных персонажей города и повесили их в самом начале экспозиции, словно громкий эпиграф. Григорий Ющенко, член скандальной арт-группы «Протез», мастер превращений идолов в трэш и обратно, выставил большую работу «Свидетели глаза», где семейство жутковатых андроидов без половых признаков обменивается глазами. Аня Желудь, участвовавшая в прошлогодней Венецианской биеннале и известная своими трехмерными рисунками из толстой проволоки, прислала минималистичную «Ванную» с растянутым душем – привычное балансирование на грани абстракции. От Виктора Тихомирова, мастера митьковского лубка, – «Утро в Таросе» с четырьмя шишкинскими мишками, раскиданными по торчащим льдинам, в которых иногда читаются кресты. При виде этих работ в голове возникает длинный ряд имен актуальных городских художников, постоянно выставляющихся в лучших галереях Петербурга, мелькающих в московских и западных проектах, но никто из них в Манеже не представлен: надо понимать, не захотел быть представленным.


Зато очень хорошо показано творчество старших поколений: одним из самых цельных и удачных разделов являются мини-экспозиции юбиляров, сжато рассказывающие о двух десятках известных художников и фотографов, которые в 2009 году отметили юбилеи от 50 до 80 лет. Отлично подобраны серии фотографий на темы времени и памяти, изделия Императорского фарфорового завода с возлияниями времен Петра I и пареньками в «адидасе» и с пивом. Любопытно посмотреть на новейший постмодернистский кунштюк группы «Таджикс-арт» – копии известных западных живописцев-модернистов в исполнении двух таджикских гастарбайтеров. Повторения Ротко, Баскиа, Хэринга и Твомбли довольно близки оригиналам, замечательно получаются вариации на тему Поллока, а вот попытки взрезать холст в стиле Лучио Фонтана не удались – нет легкости и красивого жеста, за которые ценят самого Фонтану.

И в этом контексте уже не удивляет проект «Не только дети», в рамках которого Фонд помощи взрослым «Живой» показывает фотографии людей с тяжелыми травмами и рассказывает о них, а также приглашает облегчить их судьбу пожертвованиями. Хорошее дело, кто же спорит? Хуже то, что выставка в целом выглядит актом социальной помощи художникам, которые на самом деле никому не нужны.
Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»
О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки».