
На экраны начинают выходить фильмы, которые в этом году будут бороться за оскаровские награды: едкая трагикомедия «Мне бы в небо» с Джорджем Клуни и «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу (пока идет только в Москве). Впрочем, попкорновое кино тоже не дремлет: с этой недели в кинотеатрах футуристический боевик «Книга Илая» и традиционалистский байопик «Амелия».
Мне бы в небо / Up in the Air
Райан Бингэм (Джордж Клуни) – идеальный менеджер нулевых. Так и подмывает сказать «топ-менеджер», потому что работа Райана заключается в бесконечных перелетах, большую часть времени он проводит на высоте в несколько тысяч метров. Такому бизнесмену и офис-то не нужен. Как только мистер Бингэм оказывается на земле, то тут же спешит к своему заказчику, чтобы заняться увольнением его сотрудников. Всё правильно – увольнение и есть та услуга, которую Бингэм оказывает на самом высочайшем уровне. Циничный, поджарый, юморной и невероятно ценный в кризисные времена специалист. Несмотря на в меру комические обстоятельства, «Мне бы в небо» едва ли можно назвать комедией. Скорее фильм Джейсона Рейтмана, известного по «Джуно» и «Здесь курят», это производственный роман в той форме, в которой он вообще возможен на фоне спада производства, массовых увольнений и экономической рецессии. Нам дают рассмотреть, как человек делает свою работу. Талантливо, красиво, с огоньком. Он несет крест, который никто, кроме него, на себя не взвалит. В каком-то смысле это странствующий рыцарь, монах-пилигрим с приказом о вашем увольнении на руках. «Мне бы в небо» – что, конечно, не мудрено – называют одним из фаворитов начинающейся «оскаровской» гонки. Актуальный сюжет, сверхсовременный герой – возможно с легкой руки Рейтмана Клуни получит в этом году второй «Оскар». На сей раз за главную роль.
Официальный сайт фильма
Смотреть практически везде
Книга Илая / The Book of Eli
Когда-то режиссеры-братья Хьюз так сильно обожглись на комиксе «Из ада» (в главной роли Джонни Депп, история про Джека Потрошителя, антураж викторианской Англии), что им не давали снимать целых восемь лет. Но выходят они из подполья с далеко не безупречным проектом. «Книга Илая» – постапокалиптический экшен, который отчетливо попахивает цитатным винегретом. По образцовой пустыне из «Безумного Макса» тащится воин-одиночка (Дензел Вашингтон), похожий то ли на Змея Плискена («Побег из Нью-Йорка»), то ли на почтальона («Почтальон»). Только слепой. Как и полагается, Илай должен спасти человечества от гибели, хотя вроде бы куда уж дальше? Калифорния, куда он прибывает, выглядит, словно там только что закончил съемки Роланд Эммерих. Жители когда-то цветущего штата готовы убить за глоток шампуня и кусок человечины. Если учесть, что большую часть фильма Илай занят тем, что отбивает пули самурайским мечом, то совсем нетрудно представить накал происходящего на экране. Единственным светлым пятном проекта является Гэри Олдман, в который раз играющий совершеннейшего негодяя.

Официальный сайт фильма
Смотреть практически везде
Амелия / Amelia
Культурный и весьма аккуратный байопик о женщине-пилоте Амелии Эрхарт, которая известна не меньше Валентины Терешковой. Легенда американской авиации Эрхарт стала первой женщиной, перелетевшей Атлантический океан, и пропала во время кругосветного полета в 1937 году. Поисковики до сих пор ищут в тихоокеанской пучине ее самолет. Режиссер фильма индианка Мира Наир известна своей британской выучкой, чувством стиля и неравнодушным отношением к деталям. Значит, в фильме будут не только авиарейсы и рекорды, но также замужество и эпизоды борьбы за права женщин (Эрхарт была одним из лидеров феминистского движения). Вокруг фигуры летчицы до сих пор много тайн и недомолвок. В нее, например, был влюблен основатель авиакомпании TWA Джин Видал (отец Гора Видала), в фильме его изображает Юэн МакГрегор. Саму летчицу играет Хилари Суонк, что тоже не может не радовать, мало кому эта роль подошла бы лучше. На втором плане – влюбленный в нее Ричард Гир, что, согласитесь, тоже неплохо.

Официальный сайт фильма
Смотреть практически везде
Озеро / Un lac
Радикальный и авангардный, невероятный и мучительно скучный, захватывающий и бессмысленный – какими только словами ни называли фильм Филиппа Гранрийе те, кто уже успел его увидеть. Критики готовы спорить о нем бесконечно. Показанный на Венецианском кинофестивале, он сумел поразить в самое сердце даже заматеревшую до полной бесчувственности фестивальную публику. Дело в том, что Гранрийе – новатор киноязыка, живущий во времена, когда принято считать, что всё интересное уже изобретено. В своих фильмах он сводит сюжет к минимуму, в «Озере», скажем, сосредоточенно показывает некую семью в горах. На весь фильм всего пара десятков фраз. В некоторых персонажах приятно и неожиданно узнавать не самых известных русских актеров вроде Виталия Кищенко или Алексея Солончева. Лишенное какого бы то ни было драматизма зрелище одновременно завораживает и отталкивает, погружает в себя, превращая кинозал в идеальное пространство для медитации.

Смотреть с 18 января в Доме кино
Василий Степанов
Фонтанка.ру
О других новинках кинопроката читайте в рубрике «Кино»