
Режиссер картины «Простые сложности» («It's Complicated») Нэнси Майерс специализируется на теме «После 50-ти жизнь только начинается». Все уже давно свыклись с мыслью, что в фильмах, которые она режиссирует или продюсирует, немолодые женщины бросаются лифчиками, а немолодые мужчины горстями пьют виагру.
На этот раз Майерс имела шанс снять не привычную ржаку о том, как смешно старики занимаются сексом, а грустную комедию о невозможности вернуть прошлое. У нее для этого было всё необходимое: достойные актеры и внятная фабульная причина, почему два немолодых человека увлеклись друг другом, а не кем-то более юным. Встретив на вечеринке бывшего мужа под ручку с молодой красавицей – новой женой, престарелая кондитерша Джейн (Мэрил Стрип) поймет, что пора налаживать личную жизнь. Дети выросли, кожа обвисает, а последний секс был восемь месяцев назад. Но наметившийся было роман с робким архитектором (Стив Мартин) приостанавливает всё тот же бывший муж (сильно располневший Алек Болдуин). Оказывается, у него на любовном фронте тоже нелады – с возрастом сперма не становится гуще, а молодая жена хочет ребенка. Да и готовит плохо. Решив, что «минус» на «минус» даст «плюс», экс-супруги закрутят бурный роман, из которого будут долго и трудно выбираться.

Художественный беспорядок супердорогих лужаек Санта-Барбары (как ни смешно, но дело происходит именно там), постаревший, но не утративший кураж Болдуин, Мэрил Стрип, которая вообще может сыграть всё что угодно. Но не случилось. То ли формат комедии положений, в котором Майерс привыкла работать, окончательно отбил у нее способность говорить всерьез, то ли голливудский культ молодости (что, как следствие, предполагает брезгливое осмеяние старости) сидит у тамошних режиссеров уже в подкорке. А может, Майерс просто не хватило таланта. Но только нетривиальная история превратилась в пенсионный вариант «Американского пирога».

В «Простых сложностях» есть всё, чтобы порадовать Бивиса и Баттхеда. Перепившая Мэрил Стрип, которую тошнит в ящик прикроватной тумбочки. Мэрил Стрип в обнимку с унитазом. Полуголая Стрип, прикрывающая попу подушкой. Стрип, накурившаяся травки. Болдуин, танцующий в трусах до колен. Болдуин, сующий Мэрил Стрип руку между ног. Болдуин, подглядывающий в окошко. И в довершение – Болдуин, демонстрирующий Стиву Мартину по скайпу свое мужское достоинство. В оставшееся экранное время Стрип печет круассаны и сплетничает с подружками.

Неприятное впечатление от «Сложностей» довершает отечественный дубляж (режиссер – Ярослава Турылёва). Он такой плохой, что на его фоне забываются все претензии, которые наши образованные зрители любят предъявлять к переводу англоязычных картин (переводчики, правда, и тут не подкачали и обогатили лексикон выражением «пошуршать в муравейнике», что на их языке почему-то значит «заняться сексом»). Дубляж окончательно превратил достойных голливудских артистов в стадо озабоченных павианов, которые пыхтят, даже когда не занимаются любовью. Стрип, кстати, приходится хуже других. Охи и ахи русской актрисы настолько утяжеляют ее богатую мимику, что временами влюбленная кондитерша превращается в подобие клоуна. Вообще, Стрип последнее время ужасно не везет с российской озвучкой. Отечественные мастера закадровой импровизации ошибочно принимают могучий темперамент американской звезды за истерику и наделяют ее героинь обертонами рыночных торговок. Началось это с «Дьявол носит «Прада» и уже не кончится, похоже, никогда.


Если судить по «Простым сложностям», возрастные лав-стори – жанр, в котором Голливуд всухую проигрывает европейскому кинематографу. В Европах про это как-то еще умеют снимать. Взять хотя бы недавно прошедший у нас «На девятом небе» Андреаса Дрезена. Или «Айрис» Ричарда Айра. Да и престарелые родители Бродского в «Полутора комнатах» Андрея Хржановского тоже в основном были заняты друг другом. Про бергмановскую «Сарабанду» можно даже и не говорить. Старый Свет, уже хотя бы потому, что он – старый, куда глубже и тоньше разбирается в сложностях пенсионной любви. Тем более что продолжительность жизни «золотого миллиарда» повышается, а рождаемость – наоборот, и с этим ничего нельзя поделать. Скоро проблемы людей, которым за…, станут по-настоящему актуальной, а значит, и продаваемой темой. И Голливуду, хочешь не хочешь, придется придумывать, как про это снимать. Потому что с блюющей теткой (пусть даже и в исполнении Мэрил Стрип) немолодые женщины вряд ли захотят себя идентифицировать.
Елена Некрасова
«Фонтанка.ру»
Смотреть практически везде
О других новинках кинопроката читайте в рубрике «Кино»