Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Образ жизни Щелкунчик со вкусом орехов. Рождественская выставка в музее кукол

Щелкунчик со вкусом орехов. Рождественская выставка в музее кукол

1 450
images.google.ru

«Щелкунчик в спирали эволюции» - так называется выставка, открывшаяся в Санкт-Петербургском музее кукол в преддверии Нового года. И взрослые, и дети с удовольствием рассматривают чудо-экспозицию, и находят в старой доброй истории много свежих ярких красок

Какие ассоциации может вызвать слово «щелкунчик»? Да самые приятные: падающий мягкий снег, запахи мандаринов и елки, ожидание новогодних чудес… Над тем, чтобы мы воспринимали его именно так, постарались два человека: немецкий сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман и русский композитор Петр Ильич Чайковский. Но неотъемлемым атрибутом рождественского праздника щелкунчик стал лишь к концу 19 века, а до того был… банальной домашней утварью. Впрочем, как оказалось, не совсем банальной.

«Парадоксально, но факт: абсолютно функциональный инструмент - щипцы для колки орехов - эволюционировал в подобие игрушки, а потом стал куклой, позже превратившейся в символ, национальный сувенир, - говорит куратор выставки, директор музея Мария Марченко, - мои знакомые не сразу смогли понять, для чего я собирала на побережье залива большие камни, искала старинную кувалду и... пластмассовую челюсть!».

Челюсть для Марии нашли стоматологи. Собственно выдающийся протез на груде грецких орехов и есть первый экспонат, первый этап эволюции. «Зубы – самый распространенный инструмент для щелканья орехов. Ими человек пользовался до тех пор, пока его челюсти не стали уменьшаться и слабеть, а мозг увеличился в объеме, сделав Homo разумным, пищу – доступной, а челюсти – малопригодными для колки орехов. Впрочем, у некоторых этот баланс еще не нарушен…».

Подписи ко всем экспонатам лаконичны и ироничны, недаром куратор называет экспозицию «выставкой-шуткой». Шутка шуткой, но музей – заведение просветительское, поэтому вся информация достоверна. Более того, ее не найти ни в Интернете, ни в каких-либо русских справочниках: вместе с раритетными игрушками из Тироля и Саксонии, Марченко привезла и уникальные исследования немецких «щелкунчиковедов».

Впрочем, до кукол еще надо добраться. Путь экскурсантов лежит мимо камней: при раскопках раннего неолита ученые находили плоские камни с выемочкой посередине и сделали вывод: «выемочка эта - от многих лет колки орехов». Мимо огромного молотка (будучи ребенком, я колола орехи именно молотком, так что остановилась на третьем этапе эволюции) и, наконец, мы упираемся в старенькую, непрезентабельную дверь. Уверена на 100 процентов, что плотно эта дверь не закрывалась даже в пору ее молодости, и из-под нее нещадно дуло. «Это главный экспонат,- говорит Мария Марченко,- вы не представляете, какие переговоры я вела с фирмами, которые делают двери, как бросала клич в народ в поисках старой двери. Наконец-то нашли, я сама на своей машине привезла ее в музей, эту дверь – вполне брутальную, такую, как надо»…Советские дети в массе своей кололи орехи дверью: удобно и всегда под рукой. Отчего двери ломались, а от родители доставался законный нагоняй. Музейщики честно указали в аннотации, что «точное место двери в эволюции щелкунчика пока не определено. Прочная древесина «дофанерного» времени не оставила явных свидетельств использования дверей в качестве колющего инструмента, однако вынужденная полифункциональность предметов в социалистическом обществе разумного потребления нашла тут свое ярчайшее воплощение: инструмент был доступен, работать с ним было легко и весело, и быстро».

Возможно, точно так же поступала и древнегреческая молодежь, в античную эпоху. Об этом Аристотель, на которого ссылаются в музее, сведений не оставил, зато в своей работе «Механика» впервые описал и нарисовал другой тип Щелкунчика - щипцы, действующие по принципу рычага (этап пятый). Удивительно, но со времен Аристотеля и до наших дней существует всего три типа щелкунчиков: щипцы – рычаг, менее распространены винтовые щипчики и ступообразные щипцы. А вот дизайн, конечно, был самый разнообразный и зависел лишь от фантазии мастера. В витринах - щипцы латунные, медные, железные и деревянные.

Кстати, деревянные щипцы впервые появились в тех областях, где резали и точили дерево, и, в первую очередь, в Южном Тироле. Два старинных тирольских щелкунчика, представленные на выставке, уже не просто щипцы, а имеют антропоморфные детали: у одного голова монаха, у другого - гнома. Такие «головастые» щелкунчики известны уже с 16 века. Именно в это время щипцы для колки орехов и начали превращаться в куклу.

Собственно, у Щелкунчика много самых разных обличий, но, образ, который увековечил в своей сказке Гофман, появился в 18 веке в Эрцгебирге. Вот его первое появление в главе «Любимец» : «...по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на субтильных ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа…» Так вот, ничего нелепого в шапке рудокопа вовсе не было, ведь образ куклы-щелкуна создали резчики – вчерашние шахтеры.

Эрцебирке в начале 18 века славилась своими угольными копями, но к концу века рудники истощились, а шахтеры, оставшись без работы, стали резать игрушки. Они и одели Щелкунчика в свою парадную форму — кафтан, которой действительно напоминает гусарский доломан. Но, первоначально Щелкунчик никакого отношения к военным не имел. Это уже потом, когда образ, созданный Гофманом, завоевал популярность, шапка рудокопа на кукле превратилась в корону, а в руках появилась шпага. Так шахтер постепенно стал королем. Поистине сногсшибательная карьера!

Область Эрцгебирге стала одним из крупнейших центров Германии по изготовлению народной деревянной игрушки. А после появления балета Петра Ильича Чайковского кукла-щелкунчик стала всемирно известной и постепенно превратилась в символ Германии. Ни один уважающий себя турист не покидает эту страну без деревянного сувенира. Иногда Щелкунчик оправдывает свое имя и действительно колет орехи, но, по большей части, современный Щелкун - это игрушка-сувенир. Кстати, и у Гофмана Щелкунчик не долго функционировал как щелкунчик: сломался в ту же рождественскую ночь. Так что, эволюция нашего деревянного героя завершилась именно в тот момент, когда он превратился в рождественский атрибут…

Но целью куратора выставки Марии Марченко была не только рассказать историю этой удивительной куклы: «Мы хотели показать, каким может быть Щелкунчик, изготовленный современным художником». Специально для музейной экспозиции щелкунов 21 века создали 27 художников из Москвы, Питера, Омска. Более того, все экспонаты можно использовать по назначению, то есть, колоть ими орехи. Функциональность куклы стала условием участия в выставке. Так что, смело берите позолоченный орех из «Чеморехового щелкунчика» – такого специального чемоданчика художника Валериуса, и колите его – в чемоданчике есть специальное приспособление. Есть «Зверь для колки орехов» Ольги Калитенко. «Орехи - полезный продукт, - пишет художница, - кроме этого, процесс их раскалывания и извлечения ядра из скорлупы способствует релаксации и успокоению ума. Этот зверь для колки орехов- не страшный, он создает настроение для неторопливой дружеской беседы или молчания на двоих, наполненного хрустом скорлупы». Колет орешки головой успешный господинчик в галстуке – объект «Мозговой штурм» Ольги Герр. «Жаль только, что стремление решать головой вытеснило умение решать сердцем», - сокрушается автор.

На вернисаже среди хруста скорлупы Мария Марченко призывала всех, отведавших орехов, написать записку о самом абсурдном объекте выставки. Победил «Щелкун-мутант» Петра Рейхета. Это сооружение ростом почти с человека из стеблей мутантов-борщевиков. Ну, а меня больше всего поразил Щелкунчик, похожий на древнюю машину для тарана толстых крепостных стен, созданный омским художником Сергеем Барановым. Ведь образ Щелкунчика – романтического героя - связан у нас с традицией, созданной Гофманом и, в большей мере, Чайковским. Сергей Баранов считает Щелкунчика существом совсем другого порядка : «Щелкунчик- это игрушка особенная, вернее, это орудие, замаскированное под игрушку. В известной сказке Щелкунчика никто не любит, он уродлив, потому что как орудие - абсолютен, а как кукла - относителен. В сказке Щелкунчик оказался незаменим. Ну и что, что уродлив? Но зато какой молодец. Стал ли он любим? Абсолютная полезность вызывает относительную любовь: проблемы ненавистны нам, и нам приходится любить то, что их решает, несмотря на очевидную уродливость. Орудие убийства ужасно, но, «щелк»- и нет проблемы. Однако, абсолютное орудие даже игрушечное - очень деликатный инструмент». Такими текстами каждый участник снабдил свои творения, дабы зритель, не дай Бог, не перепутал чего! Гарантирую: скучать не придется!

Есть даже пара экспонатов, которые демонстрируют только взрослым, в то время, когда дети заняты, например, в мастер-классе художника Андрея Блинова. Такие занятия обычно проходят по воскресеньям, но в дни школьных каникул - ежедневно. Расписанного собственноручно щелкунчика можно забрать домой, и он станет приятным подарком для бабушки.

Выставку «Щелкунчик в спирали эволюции» вообще трудно назвать выставкой в общепринятом смысле слова. Скорее, это литературно - музыкально – философско- визуальное художественное действо. Ведь, кроме ироничных аннотаций, которые обязательно стоит читать; кроме самых разнообразных Щелкунчиков, которых стоит рассматривать детально, а некоторые использовать по назначению, в зале звучит написанная специально для экспозиции музыка итальянского композитора Карло Марии Валенти. И пусть вас не обманывает слово «куклы» в названии музея – это вовсе не детское заведение, хотя, конечно, экспозицию можно посмотреть и с детьми. Потому что она интересна всем поклонникам неожиданных и нестандартных решений, тем, кто любит удивляться, тем, кто в душе остается ребенком.

И, напоследок, несколько слов о втором персонаже выставки, не вынесенном в название. Слово о господине грецком орехе!

Еще на заре цивилизации он прочно вошел в рацион человека, так как был доступен и питателен, с его помощью можно было пережить голодную зиму. Для многих народов грецкий орех являлся символом молодости, начала жизни. А для древних кельтов символизировал мудрость! Царским или королевским его называли греки, а в сознании римлян он был прочно связан с браком и началом жизни: ведь внутри скорлупки скрывается зародыш, из которого вырастет новое древо жизни. Став символом плодородия во времена язычества, орех не потерял своей магии и с приходом христианства: ведь за некрасивым твердым, жестким и страшным прячется мягкое, чувствительное, нежное, красивое. Можно прочесть иначе: в ненужном бренном теле – светлая, добрая душа. Так, грецкий орех одним из первых вошел в традиции Рождества : им украшали ветви рождественских деревьев. Позже, под праздничной елкой появились целые тарелки с орехами. Кроме чисто символического, орех имел и вполне земное практическое значение: его добавляли во многие рождественские блюда, и в первую очередь, в знаменитый немецкий рождественский пирог - штоллен. Ну, а так как орех приходилось колоть, часто прямо под елкой обязательно находился щелкунчик, то есть, в начале щипцы…

Для выставки было закуплено боле 20 килограммов грецких орехов. В их твердости и питательности вы можете убедиться и сами. А, кроме того, узнать, в какие игры человечество играло с орехами на заре цивилизации, и какой смысл мы вкладываем в этот плод сегодня, а их – множество: орех всегда ассоциировался с возможностью постижения тайны, достижения цели, с вечной дихотомией грубого видимого и тайного нежного, скрытого, защищенного и все же хрупкого. У каждого из нас свой Кракатук.

Ирина Орехова. "Фонтанка.ру"

Справка:

Санкт-Петербургской музей игрушки

Адрес: 197022, Петроградский р-он, наб. реки Карповки, д.32.
Телефон: (812) 234-43-12
Проезд: Ст. метро "Петроградская", "Чкаловская"

Режим работы:

Ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца

Выставка «Щелкунчик в спирали эволюции» работает до 24 января

Входная плата: Для граждан РФ: взрослые - 140 р., школьники, студенты, пенсионеры - 70 р., дети дошкольного возраста - 50 р. Для иностранных граждан: взрослые - 250 р., студенты, школьники - 90 р., дети дошкольного возраста - 50 р

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях