Вас обвинили в вождении автомобиля в нетрезвом виде? Знайте: даже если медицинское учреждение, где у вас брали пробы на алкоголь, не будет иметь лицензии, а врач — соответствующей квалификации, если понятые окажутся липовыми, вы все равно можете попрощаться с правами. При этом сотрудники ДПС не будут привлечены к ответственности, потому что в их действиях не увидят личной заинтересованности.
Вас обвинили в вождении автомобиля в нетрезвом виде? Знайте: даже если медицинское учреждение, где у вас брали пробы на алкоголь, не будет иметь лицензии, а врач — соответствующей квалификации, если понятые окажутся липовыми, вы все равно можете попрощаться с правами. При этом сотрудники ДПС не будут привлечены к ответственности, потому что в их действиях не увидят личной заинтересованности.
Эта полная противоречий история началась еще в конце прошлого года. Джамал Ибрагимов на своем «Гелендвагене» поздно ночью возвращался домой, когда судьба решила преподнести ему предновогодний «подарок». На одном из перекрестков взмахом волшебного жезла внедорожник остановили сотрудники ГИБДД — лейтенант Янченко и инспектор ДПС ОГИБДД по Выборгскому району Ленобласти Швецов. В воздухе витало предпраздничное настроение, и сотрудники ГАИ не захотели так скоро расстаться со случайным проезжим. Закончив со стандартной процедурой проверки документов, они решили продлить удовольствие от общения с водителем и предложили ему «продуть» алкотестер.
Ибрагимов, по его словам, не употребляет алкоголь уже много лет — говорит, здоровье не позволяет. Поэтому он без опасений согласился «дунуть» куда следует. Для разминки ему был предложен так называемый «китайский брелок». В этот дешевый так называемый алкотестер, который люди обычно дарят в качестве забавного сувенира, Ибрагимов, по заявлению случайно оказавшихся рядом его знакомых, дул аж 3 раза. Ответственным сотрудникам ГИБДД как-то сразу не понравился цвет лица водителя, но рассказ Джамала о своем редком заболевании - красной волчанке, при которой на лице появляются покраснения, оказался не убедительным. В сложившейся ситуации, согласитесь, такой внешний вид не грех было принять за следствие действия алкогольных паров. Битву за правильность оценки трезвости водителя продолжили в Выборгском городском наркологическом диспансере.
Следующую «эстафетную» трубку для продува Ибрагимов принял от проводившей медосвидетельствование врача по фамилии Павлова. С результатом, как утверждает Джамал, ему ознакомиться не дали: «Когда я попросил об этом, Павлова мне ответила грубым отказом». Впрочем, узнать, пьян он или нет, Ибрагимов смог уже совсем скоро. Когда сотрудники ГИБДД перешли к оформлению протоколов, судя по их настрою, он понял: пешие прогулки ему обеспечены. По крайней мере, на то время пока он будет доказывать, что не ездил за рулем «в состоянии опьянения». Понятых, по словам Джамала, при оформлении протоколов не было.
Спустя месяц мировой судья постановила лишить Ибрагимова водительских прав на полтора года за вождение в нетрезвом виде. Джамал решил оспаривать решение. Выборгский городской суд оставил постановление мировой судьи без изменения. Ибрагимов дошел и до Верховного суда, но и там его жалобу не удовлетворили. Тогда Джамал обратился с заявлением в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре по Ленобласти. Он просил привлечь к уголовной ответственности лейтенанта Янченко и инспектора Швецова, обвиняя их в подлоге. Из его заявления следовало, что ДПСники подделали в протоколах подписи понятых – Виталия Евтушенко и Алексея Сопота. Также Ибрагимов заявлял, что его медосвидетельствование изобиловало правонарушениями. Но старший следователь СО по Выборгу Шичкин отказал в возбуждении уголовного дела.
Это удивительное постановление могло бы стать манифестом толерантности к стражам порядка. Несмотря на то, что следствие выявило грубые нарушения в действиях ДПСников, их решили не наказывать.
В ходе проверки выяснилось, что сотрудники ГАИ привезли Ибрагимова «продуваться» в Выборгский городской наркологический диспансер, который, по документам, не имеет права оказывать услуг по медосвидетельствованию. Любопытно, что когда мы ввели в Интернете номер предоставленной диспансером следствию лицензии № 47-01-000202, то увидели, что он соответствует номеру лицензии "Стоматологической поликлиники" Тихвинского района Ленобласти. После такого неудивительно, что врач Павлова, которая оценивала степень трезвости Ибрагимова, на тот момент не являлась компетентным специалистом. По материалам проверки следственного отдела, она прошла подготовку «по вопросам проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» лишь спустя полгода с момента встречи с нашим водителем. А в ту предновогоднюю ночь свое исследование она отобразила в промилле (0,46 промилле), хотя это было исследование выдыхаемого воздуха, результат которого должен отображаться в миллиграммах на один литр. Промилле указывают при исследовании крови, но в данном случае оно проведено не было.
Вместе с некомпетентностью врача вопиющим является еще один факт: оба понятых, исходя из их объяснений, на самом деле таковыми не являются. Якобы понятой Сопот уверяет, что подпись он свою ни в каких протоколах не ставил и при их оформлении не присутствовал. И вообще о том, что водитель Ибрагимов что-то нарушил, Сопот, по его утверждению, узнал только на судебном заседании. А вот понятой Евтушенко не отрицает, что ставил по просьбе инспектора Янченко, своего знакомого, подпись на каких-то бумагах, но что это были за документы, он тогда, как следует из его объяснений, не знал.
Следователь Шичкин, однако, не усмотрел объективных данных, указывающих на совершение служебного подлога со стороны лейтенанта Янченко. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела Шичкин акцентировал, что «совершение деяния из корыстной или иной личной заинтересованности является обязательным признаком для данного состава преступления». По мнению следователя, сотрудник ДПС мог бы иметь личную заинтересованность, если бы получал за каждого задержанного надбавку к зарплате. Но «..в сопроводительном письме начальника ОГИБДД УВД по Выборгскому району ЛО подполковника милиции Козлова…следует, что инспектор ДПС Янченко за период службы не поощрялся…». Так как система надбавок к должности инспектора ДПС не предусмотрена, то, по версии следователя, личная выгода могла бы выражаться, например, в следующем: «карьеризм, протекционизм, семейственность, стремление скрыть упущения по работе или свою некомпетентность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса». В результате проверки в СУ пришли к такому выводу: «Само по себе внесение заведомо недостоверных сведений в материалы не может быть расценено, как личная заинтересованность...Внесение сотрудником милиции в протокол недостоверных сведений о понятых в силу низкой профессиональной квалификации и неверной трактовки положений закона, которое, однако, имеет не служебный, а профессиональный характер и поэтому не может расцениваться как должностное преступление».
Джамал Ибрагимов продолжил свою борьбу с «низкопрофессиональными» ДПСниками и обжаловал постановление в прокуратуре. Пока ждет результатов. За этим занятным делом, он, вероятно, не заметит, как пролетит еще полгода, и настанет день, когда он сможет вернуть свои права. О чем Джамал Ибрагимов по-настоящему жалеет, так это о том, что в ту предпраздничную ночь не стал решать проблем на месте, как ему предлагали.
Мария Стрижевская,
для «Фонтанки.ру»