Не успев официально стать обладателем блокирующего пакета акций базовой авиакомпании Петербурга, Смольный уже составил предварительный план реформирования перевозчика. В первую очередь ГТК «Россия» избавят от непрофильных активов, переучат персонал, а часть работников сократят. В то же время денежных вливаний из городского бюджета чиновники пока делать не планируют.
«Решение о передаче городу блокпакета (25% +1 акция — прим. ред) и выделении федеральных средств принято, процесс акционирования запущен. Технически — это вопрос ближайших дней. Мы, со своей стороны, уже поставили задачу: вывести авиакомпанию как минимум на те позиции, которые она занимала несколько лет назад по объёмам перевозок и географии полётов. Этим наши интересы и ограничиваются», - заявил журналистам глава комитета по транспортно-транзитной политике администрации Петербурга Николай Асаул, подводя итоги уходящего года.
Напомним, что в данный момент долги ГТК «Россия» оцениваются примерно в 6 миллиардов рублей, её чистый убыток в 2009 году, по оценке её руководства, составит около 1,3 миллиарда, что на 30% больше, чем в прошлом году. В декабре текущего года топливозаправщик «Совэкс» выиграл первые иски к «России» на сумму 1,5 миллиарда рублей. Для спасения перевозчика, находящегося в предбанкротном состоянии, 25 декабря на совещании в федеральном правительстве под председательством вице-премьера Игоря Шувалова было принято решение о выделении из госбюджета 3,9 миллиарда рублей.
Входящий в наблюдательный совет авиаперевозчика Николай Асаул подчеркнул, что выделенных средств на поддержание жизнедеятельности компании в ближайшее время хватит, так что вопрос о выделении денег из бюджета Петербурга будет ставиться лишь в самом крайнем случае. Тем более, что Смольный уже разрабатывает план по выводу ГТК «Россия» из кризиса — он должен быть разработан к марту будущего года. Прежде всего чиновники начнут работу по оптимизации расходов компании, избавив её от непрофильных активов.
В частности глава КТТП упомянул о до сих пор числящемся на её балансе санатория, где лечатся не только сотрудники, но и многие местные жители. Правда, руководитель департамента по управлению брендом ГТК «Россия» Дмитрий Лобач пояснил «Фонтанке», что компания санаторием не владеет, а речь шла, по всей видимости, о медсанчасти, расположенной в Авиагородке.
Кроме того, власти планируют выделить из транспортной компании обучающую, консалтинговую и пищевую составляющие. «Большинство авиакомпаний бортовым питанием напрямую не занимается — эта деятельность выводится на аутсорсинг. То же самое касается исследования рынка и обучения персонала. Мы также собираемся отделить эти виды деятельности. ГТК «Россия» должна только летать и ничего больше», - подчеркнул глава КТТП, добавив, что в рамках реформирования компании будет оптимизирована продажа билетов (увеличится электронный сегмент продаж), а для представительств авиакомпании за рубежом будут арендоваться менее дорогие офисы.
Реформы не смогут не затронуть и персонал компании: кого-то из 5 тысяч сотрудников придётся уволить, часть отправят на переобучение. Напомним, что массовые увольнения лётчиков, авиатехников и бортпроводников уже имели место в сентябре нынешнего года в связи с отказом руководства перевозчика от эксплуатации самолётов ТУ-154. Тогда увольняемые сотрудники даже устроили пикет.
С кредиторами, самыми крупными из которых являются «Совэкс» и аэропорт Пулково (они выиграли у авиакомпании в суде дела на общую сумму 1,8 миллиарда рублей), будут вестись переговоры о возможных способах урегулирования споров. Как пояснил глава КТТП, не исключено, что они войдут в состав акционеров ГТК «Россия». Планов по дальнейшей судьбе контрольного пакета акций авиаперевозчика (в том числе по его продаже коммерческим структурам) у Смольного пока нет. «Пока у нас вообще нет таких планов», - подчеркнул Асаул.
Павел Гинёв, Фонтанка.ру