Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Предновогодний «пшик» МВД от президента

Предновогодний «пшик» МВД от президента

934
news.rambler.ru

Накануне Нового года президент Дмитрий Медведев в эфире трех государственных телеканалов сделал подарок россиянам — заявил о том, что подпишет указ о реформировании МВД. Народ вздохнул с облегчением: уж если глава государства взялся... Заранее «заряженные» СМИ поспешили назвать документ «шоковой терапией». Между тем, если вникнуть в содержание указа, становится понятно, что он предназначен пока только для одного — снять социальное напряжение.

Пиар, проведенный по всем законам жанра, действительно получился знатный. Громкое заявление «реформирование МВД» сопровождалось бурными аплодисментами ориентированного на злобу к милиции общества. Но, как оказалось, в упаковку от элитного шоколада оказалась завернута обыкновенная барбариска.

Документ даже на самый непритязательный взгляд выглядит рамочным. Основное наполнение текста указа состоит из формулировок: «подготовить (представить) предложения», «разработать комплекс мер», «рассмотреть вопрос». Это, судя по всему, должно было продемонстрировать намерения главы государства дать старт изменениям в МВД. Все бы ничего, если бы в прямом эфире Дмитрий Медведев не описал документ как уже нечто готовое.

Отбросив сомнения, читаем дальше: сократить численность личного состава на 20 процентов, сократить количество департаментов в МВД на две единицы; количество заместителей начальников территориальных органов МВД на районном уровне не может превышать три единицы.

Кто бы мог подумать, что уменьшение количества сотрудников и департаментов поможет избежать «случаев нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти». Ведь, согласно преамбуле указа, именно на это направлено «дуло» документа.

Появившийся поздно вечером 24 января указ уже успел вызвать бурные обсуждения в Рунете. Так, оставшийся, несмотря на все ЧП с личным составом, на своем месте министр Нургалиев позволил себе публично поправить президента, заявив, что преобразования в ведомстве касаются только транспортной милиции и подразделения на режимных объектах. Функции по обеспечению правопорядка, по словам главного милиционера страны, будут выполняться в полном объеме.

Другие спикеры окрестили указ «шоковой терапией» и «революцией», основывая свое мнение преимущественно на уменьшении численности личного состава. При этом эксперты умалчивают, что в среднем по России недокомплект составляет как раз эти критические 15-20%. Так, в Петербурге на начало года недостаток в сотрудниках оценивается в 5,3% по городу, и 4,9% - по области. На конец года недокомплект составил в среднем 10-12%, причем свободные вакансии существуют в подразделениях уголовного розыска. Так, в Калининском РУВД на лето 2009 года было 100 вакансий при численности в 700 человек.

При этом эксперты обошли своим вниманием пункт 1а, где говорится о том, что финансирование подразделений милиции общественной безопасности будет производиться только из федерального бюджета. То есть после 2010 года ГУВД смогут позабыть о дотациях от города и новеньких автомобилях для патрульно-постовой службы. А руководству территориальных подразделений придется вспомнить о том, что деньги за январь в регионы приходят в декабре.

Население России, которое с воодушевлением восприняло предновогоднюю инициативу президента, теперь вынуждено становиться идеалистами. Это легче. Чем смириться с тем, что власть считает нас столь наивными.

«Фонтанка» попросила своих экспертов не только оценить содержание указа Дмитрия Медведева, но и предложить свои рецепты реформирования МВД.

Историк и журналист Лев Лурье: «Кризис привел к увеличению безработицы. 20 процентов от численности МВД, сокращенных президентом, это еще 200 тысяч человек. Я с трудом и испугом вижу их вокруг себя. И это, на мой взгляд, не лучшее решение с точки зрения социальной напряженности».

Депутат ЗакСа, полковник милиции в прошлом Сергей Антипов: «Я был начальником КМ Колпинского РУВД, а моя зарплата практически не отличалась от старшего участкового. Менталитет руководителей нынешнего МВД таков, что вся работа строится на боязни наказания. И их, и подчиненных. А какая-либо здоровая мотивация служебного роста у большинства отсутствует напрочь. Лодырь получает столько же, сколько трудоголик. Надо резко поднимать не зарплаты, а резко дифференцировать их в сторону увеличения. А начальников нужно меньше. Таким образом, это не такие кошмарные деньги. А вот они есть».

Заместитель директора АЖУР Евгений Вышенков, бывший сотрудник уголовного розыска: «Времени нет. Денег нет. А ситуация предреволюционная. Еще немного и где-нибудь в России случится народный самосуд по поводу какой-нибудь очередной дикой выходки милиционера. Что говорить Медведеву-юристу в таком случае? Но можно воздействовать на органы эстетически: каждая служба пишет на своем автотранспорте и табличках перед входом в подразделение слоган. Например, ГИБДД – «Бескорыстно поможем на дорогах»; для ОМОНа – «Закроем собой слабого» и так далее. На форму легко пришпандориваются на липучках опознавательные тексты: «ИВАНОВ, начальник такой-то». Одному проценту будет стыдно с фамилией наперевес и с фразой «Бескорыстно» заниматься хамскими поборами на дорогах. А процентов 10-15 просто испугаются того, что теперь любой прохожий знает поименно, кто у гастарбайтера выворачивает карманы. ОМОНовец подумает крепче стоит ли, разгоняя несогласных, толкать пожилых. А 10 процентов в сегодняшнем мраке – это очень много. И давайте вспомним, что именно эстетика влияет на этику».

Депутат Госдумы Андрей Лебедев, бывший сотрудник МВД: «В кризис, как говорится, у пана-атамана золотого запаса нема. Но ведь в Европе есть долгий опыт социальных гарантий для полицейских. Ему дают кредит, например, на жилье, и в случае продления контракта через три года часть кредита государство берет на себя. Через три года та же история. За двенадцать лет набегает в пользу сотрудника, который и на Западе не шикует, между прочим».

Проректор Европейского университета, вошедший в «президентскую тысячу» Вадим Волков: «От указа разочарование не постигло. Понятна логика: убрать влияние региональных властей на кадровые назначения и попытаться заменить «палочную» систему показателей научно обоснованной. Сомнения вызывает способность государства реализовать указ. Сегодня мы наблюдаем вопиющее отсутствие исполнительной дисциплины. Предложить «кремлевскую таблетку», которая вылечит ведомство за пару лет, мне кажется, невозможно. По, крайней мере, я такого рецепта не вижу».

Старший партнер юридической компании «Pen&Paper» Константин Добрынин: «Необходимо понимать, что президент в прошлом - корпоративный юрист, и поэтому подход к решению задач у него комплексный. Наивно полагать, что дело ограничится этим указом. То, что проблема с МВД достигла своего апогея - очевидно всем. Новостные ленты информагентств начинают напоминать сводки с фронта. Полагаю, что изменения коснутся большого количества нормативных актов. Но это формы внешнего воздействия на болезнь - создание условий для лечения. Победить ее можно, только применяя новые креативные формы борьбы. И изнутри. Например, нужна, если хотите, фигура на самом верху милицейской пирамиды, подобная генералу Лебедю. А еще лучше, чтобы она имела волю Лебедя, а знания и стратегическое мышление Егора Гайдара. Что делать, - в такой ситуации можно и водку с молоком смешать, если поможет».

Директор по связям с общественностью Северо-Западного филиала ОАО «Мегафон», журналист Александр Цыпкин: «Необходима максимально прозрачная и публичная система отслеживания всех жалоб на сотрудников МВД, вплоть до специального портала, открытого для СМИ. И, наконец, как мне кажется, в целом необходимо ужесточение наказания за преступления против личности, а то у нас ни дня без ДТП со стрельбой, а, убив пешехода, водитель иногда садится за мелкую кражу. Естественно, такое отношение в обществе не может не отражаться на системе ценностей обычных милиционеров».

Невзирая на многочисленные заявления самого министра Нургалиева и указ президента РФ, их выводы, угрозы и обещания обществу можно сократить до одной резолюции. И она сильно напоминает текст императора Николая Первого на проекте по улучшению условий службы городовых в Петербурге. А Романов написал так: «Я бы им вовсе не платил, так как пропитание сами себе добывают».

Татьяна Востроилова, Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях