Экс-депутат Госдумы, бизнесмен Владимир Крупчак, решение о заочном аресте которого вынес 16 декабря Октябрьский районный суд Петербурга, дал эксклюзивное интервью по телефону “Фонтанке”. Он рассказал, что считает себя невиновным, и будет обжаловать постановление Фемиды.
Владимир Ярославович, как Вы расцениваете решение суда о Вашем заочном аресте, спустя почти десятилетие с начала уголовного дела?
- Естественно, это продолжение корпоративной войны за Архангельский ЦБК, которая продолжается, и думаю, будет продолжаться еще очень долго. Я полагаю, что решение о моем аресте непосредственно связано с желаниями моих оппонентов завладеть активами предприятия. Они проиграли борьбу за 20% акций АЦБК в арбитражном суде, но, видимо, не собираются отказываться от планов заполучить их. И теперь перешли к административным рычагам.
Процесс, о котором говорит Владимир Крупчак, – это суд по иску Росимущества о признании права на 20% акций АЦБК. Известно, что в рамках этого разбирательства госструктура действовала в интересах компании “Базовый элемент” Олега Дерипаски. Олигарх, напомним, ведет планомерную борьбу с компаниями, близкими к Крупчаку, за этот комбинат. В прессе это противостояние окрестили “лесной войной”.
Вы не согласны с решением суда, а будете ли его оспаривать?
- Разумеется, мои адвокаты, законные представители выступят с обжалованием постановления о моем аресте уже 28 декабря. Считаю, что суд должен учесть немаловажный факт – с 1994 года, когда (по мнению следствия) произошло хищение акций Архангельского ЦБК, в котором меня пытаются обвинить, прошло уже больше 10 лет. Дело давно должны были прекратить по истечению сроков давности. Но даже не это самое главное. Важно, что никакого хищения акций не было. В арбитражном процессе установлено, что ущерба государству, в чьей собственности ранее находились акции АЦБК, причинено не было.
А как же на самом деле проходила приватизация 20% пакета комбината, который государство пыталось вернуть через суд?
- В 1997 году государство продало акции на международном специализированном аукционе, организованном РФФИ. Власти сами оценили пакет в 4,9 миллиона долларов. Но и то, изначально желающих купить бумаги комбината не нашлось. Инвестировать согласились наши давние партнеры – компании «Якоб Юргенсен Папиер и Целльштоф ГмбХ», «Конрад Якобсон ГмбХ», а также гражданин Австрии Хайнц Циннер. Остальные акции в основном приобретались не у ЛХК «Северная целлюлоза» (лесопромышленный холдинг, созданный в 1994 году по инициативе правительства РФ), а на вторичном рынке (у работников предприятия, российских финансово-кредитных организаций). Все акции, внесённые государством в ЛХК «Северная целлюлоза», продавались российским инвесторам с согласия 100% его акционеров, в том числе представителей по 40% -ному госпакету акций и по «золотой акции», имеющей право «вето».
(Напомним, по данным на 2009 год, акции ОАО "Архангельский ЦБК" принадлежат ряду компаний, бенефициарами которых являются Pulp Mill и "Базэл" Олега Дерипаски).
Если Вы уверены в своей правоте, то почему не докажете это на встрече со следователями? Ведь в доводах, которые они приводили в суде, значилось, в частности, то, что они никак не могут с Вами встретиться. Вы скрываетесь от них?
- Это не так. Я неоднократно давал свидетельские показания тем, кто ведет это дело, еще когда был депутатом Госдумы. Сейчас я, действительно, сменил место жительства, но это не секрет. Я не скрываюсь. Уже много лет я не прописан в Архангельске. Некоторое время я жил в столице, так как работал в Думе. Затем я принял решение переехать на Украину. Мой отец из Западной Украины, это было его желание, чтобы я принял гражданство этой страны. Но я по-прежнему доступен для правоохранительных органов. У моих адвокатов есть мои координаты, мой телефон.
Но за судьбой своего комбината в этом городе Вы продолжаете следить?
- Конечно, я внимательно наблюдаю за тем, что происходит. Переживаю за него, как за детище, созданное собственными руками. Многое меня радует. Предприятие работает хорошо, производственный процесс даже в сложное кризисное время продолжается. Я знаю, что и администрация Архангельской области навещает комбинат и вполне довольна его работой.
Кстати, Крупчак также выразил озадаченность по поводу расхождения в информации, исходящей от губернатора Архангельской области Ильи Михальчука. Тот в июле 2009 года в своем письме к Владимиру Путину указал, что АЦБК находится на грани развала, а в своих интервью местной прессе за тот же период после посещения предприятия называл его “перспективным и устойчивым”.
Теперь ясно, что точку в “лесной войне” ставить рано. Готовы ли Вы продолжать борьбу?
- Я никогда не отказывался и не откажусь. Точно могу сказать, что буду бороться за правое дело до конца и намерен победить. Помните фильм “Брат”? Так я вам скажу цитатой из него: “В чем сила? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего?.. Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней”.
Беседовала Маша Могилевская, “Фонтанка.ру”
Справка:
Напомним, "лесная война" началась в 2001 году. Именно тогда Олег Дерипаска поставил перед своими подчиненными задачу создать новый лесопромышленный холдинг с капиталом в 800 миллионов долларов. Центрами компании должны были стать активы "Илим Палп" - Котласский ЦБК и группы "Титан" - Архангельский ЦБК. Но задачу выполнить оказалось не просто, к 2003 году в распоряжении Дерипаски были только предприятия "второго эшелона" лесного бизнеса: Байкальский ЦБК, Селенгинский ЦБК, Архангельский лесозавод №2, Омская картонная фабрика, Лузский деревообрабатывающий комбинат и несколько предприятий в Карелии. Акционеры крупных заводов упорно не хотели уступать олигарху свою собственность.
На Архангельский ЦБК представители Дерипаски пришли в 2002 году. Они предложили собственникам продать акции по-хорошему. Но получили отказ, а акционеры предприятия получили ряд исков от миноритариев, пытавшихся оспорить законность приватизации предприятия. Ключевые акционеры во главе с Крупчаком отреагировали на иски довольно нервно и стали искать защиты у известного предпринимателя, петербуржца Владимира Когана (эксперты, знакомые с ситуацией, предполагают, что такое решение Крупчак принял, так как знал о хороших отношениях между Коганом и Путиным).
Вскоре Коган стал обладателем 20% акций Архангельского ЦБК. На этом дружба с Крупчаком закончилась. Петербургский бизнесмен стал действовать в связке с "Базовым элементом". Причем, в борьбе за активы предприятия они действовали, якобы, от имени государства. В 2003 году консорциуму удалось выкупить еще 12,5% акций АЦБК у немецкого трейдера Wilfried Heinzel AG. Это лишь вдвое меньше, чем у компании Pulp Mill Holding, которую связывают с Крупчаком. Параллельно начало раскручиваться дело против самого экс-депутата. Его обвинили в хищении 20% акций Архангельского ЦБК, которые в 1994 году были внесены КУГИ Архангельской области в уставный капитал АО "Северная целлюлоза" (позднее АО возглавил Крупчак). В рамках расследования ЦБК неоднократно посещали сотрудники правоохранительных органов. Однако распутать "сложное" дело не удалось. Дело в том, что в схеме присвоения госпакета акций участвовал, как сообщают СМИ, бывший председатель КУГИ Архангельской области Григорий Перфилов. Как полагает следствие, государство изначально планировало внести принадлежащие ему 20% акций АЦБК в одноименный холдинг. Но Перфилов настоял на переводе их в "Северную целлюлозу".
Другую версию приватизации АЦБК предлагают на сайте самого комбината.
Возвращать акции Росимущество, в интересах Дерипаски, решило через суд. Но в ходе разбирательств выяснилось, что акции принадлежат уже не "Северной целлюлозе", а ряду западных фирм Pulp Mill Holding, Conrad Jacobson и Jacob Jurgensen.
Ранее по теме: