
Городская подземка, несмотря на тяжелый год, смогла свести «концы с концами» - свой баланс расходов и доходов. О прибыли речь, естественно, не идет. Более того, глава петербургского метрополитена заявляет, что готов дальше работать в убыток, но зато с удобством для пассажиров.
Математика падения
О том, что финансовый кризис не обошел стороной подземку, было заявлено еще прошлой осенью. С ноября 2008 года отсматривая статистические данные по пассажиропотоку, руководство подземки констатировало очевидное: людей стало ездить меньше, а значит, и доходы упали. В итоге за год «недовезено» порядка 60 миллионов человек, что сравнимо со средним показателем для месячной перевозки. Суммарные потери в денежном эквиваленте составили почти 900 миллионов рублей (с каждого жетона ГУПу отходит 14 рублей 98 копеек).
Серьезные провалы в бюджете — одно из обоснований необходимости повышения тарифа с первого января 2010 года. Напомним, что уже новогодним утром пассажирам придется заплатить за поездку не 20, а 22 рубля. «Это не для того, чтобы получить дополнительные доходы, а для того, чтобы покрыть расходы по следующему году»,- пояснил глава ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин журналистам. При этом он подчеркнул, что с 2010-го метрополитен не получит ни копейки от федерального центра. Хотя и в последнее время суммы были в рамках общего бюджета компании «не решающими» - порядка 640 миллионов, однако в условиях «скупого года» и достаточно напряженного плана они оказались бы не лишними.
Математика роста
В 2010-м году город намерен выделить подземке 11 миллиардов рублей против 8,5 миллиарда на 2009 год. Лишними деньги не будут: метро не отказывается от своих планов по вводу новых станций - «Обводного канала», «Адмиралтейской», более того, уже выбран проектировщик новой Красносельско-Калининской линии. К 2011 году «Ленметрогипротранс» предоставит свое видение развития подземки. При самом радужном прогнозе о ее запуске можно будет начинать говорить более-менее определенно только после того, как заработает «Международная».
Что касается планов на «Народную», то промедление со строительством этой станции Гарюгин смог объяснить только отсутствием политической воли со стороны двух субъектов, так как «Народная» должна появиться как раз на границе города и области. Свою выгоду метрополитен не скрывает: «Нам не хватает сейчас двух депо, так что составы вынуждены «ночевать» в тоннелях. А в Кудрово мы бы как раз хотели бы разместить депо». «Мы заинтересованы в «Народной», до нее проходки — совсем ничего. Станция могла бы быть построена достаточно быстро в условиях софинансирования», - добавил начальник метрополитена.
Стоит отметить, что развитие сети не несет, по признаниям Гарюгина, особой прибыли, а равно и увеличения пассажиропотока — он только более эффективно перераспределяется, что делает пользование подземкой более удобной. Петербург по показателю «километры метро на миллион населения» еще далек не только от европейских городов, но и от столицы, где на каждый миллион приходится 30 километров путей, тогда как в Северной столице — только 20.
С открытием новых станций старые планомерно будут закрываться на ремонт. Во второй половине будущего года, по словам Гарюгина, под реконструкцию наклонного хода встанут «Нарвская» и «Площадь Александра Невского-1», при этом планируется провести косметические работы в вестибюлях. Пока точной сметы по этим станциям нет, равно как и определенных сроков. По предварительным подсчетам, о «Нарвской», в частности, пассажирам придется забыть на год.
О ЧП
Гарюгин еще раз успокоил пассажиров, прокомментировав технические сбои в метро. По сравнению с прошлым годом их не стало на порядок больше. Просто несколько случаев в ноябре произошли подряд, что вызвало опасение у горожан. И главная проблема была в том, что аварии случались в 7-8 километрах от ближайших тупиков, куда можно было бы поставить неисправный состав. Чтобы отбуксировать туда поезд, требовалось около часа, что вызывало естественное недовольство. Гарюгин напомнил, что ежегодно закупаются новые вагоны, однако пока все последние приобретения были сделаны не для того, чтобы выводить из эксплуатации старые поезда, а для того, чтобы обеспечивать нормальную работу метрополитена с учетом расширения сети подземных дорог. В 2010-м планируется провести очередной конкурс на закупку. На эти цели заложено порядка 390 миллионов рублей.
Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»