Смольный меняет систему городского заказа. Постановление об этом принято на заседании городского правительства 22 декабря. Государственный заказчик теперь - любое государственное или бюджетное учреждение. Главы районов недовольны и считают, что в документе заложена мина замедленного действия. Претендентам на участие в конкурсах остается гадать – благо ли дополнительные полномочия или бич.
О новой редакции документа сообщил вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский. Она подразумевает, что любой получатель бюджетных средств теперь является государственным заказчиком. При этом руководители учреждений будут нести персональную ответственность за заказ. В исключительных случаях, когда речь идет о суммах от 5 миллионов или заказчик сам не может провести эту процедуру, вопросом может заняться вышестоящий уполномоченный орган. Контракты по закупкам «у единственного поставщика» теперь будут заключаться только с письменного разрешения комитета финансового контроля. В этом суть объемного документа.
Несмотря на то, что такие нормы принимаются в соответствии с федеральным законодательством, главы районов оказались против. Руководитель Курортного района Виктор Борисов предположил, что в документе заложена «мина замедленного действия». Светлана Штукова, глава Центрального района, отметила, что в районе из всего объема подведомственных учреждений только 10 имеют специальные комиссии для осуществления процедур горзаказа. И что делать остальным, непонятно. Валентина Матвиенко призвала обучать сотрудников учреждений. «У меня в районе, - возмутился глава Петроградского района Алексей Делюкин, - около 100 госучреждений. Они все завалят, к концу года будет обвал не выполненных работ». Глава Петродворцового района тоже возмутился, мол, ни в одном ГУ нет обученных людей – они не смогут провести процедуры.
«Надо полномочиями делиться, не надо все на себя», - прервал обсуждение Михаил Осеевский.
На правительстве возникли вопросы о возможности проведения коллективных торгов разными заказчиками. Например, по обеспечению школ одного района питанием. Одни на заседании не исключили такого варианта. Другие отметили, что это изначально невозможно. «Делегировать полномочия можно только уполномоченному органу и больше никому», - отметила губернатор. «Нужно еще раз перечитать федеральный закон, чтобы понять, можно ли это делать», - предложил Михаил Осеевский. Матвиенко пояснила, что это сделано для того, чтобы никто ни на кого «не кивал». Мол, один получает бюджетные деньги, а другие проводят конкурс.
Вице-губернатор Александр Вахмистров сообщил, что сам документ, представленный на заседании, толком не изучался, так как появился в последний момент. И согласованы были лишь общие принципы. Поэтому надо еще отдельно обсуждать вопросы совместных закупок, а также темы, связанные с обращением к уполномоченному органу для проведения торгов – по мнению вице-губернатора, никаких ограничений, связанных с лимитом в 5 миллионов, не должно быть.
А глава комитета финконтроля Дмитрий Буренин отметил, что не по всем вопросам, связанным с закупкой у единственного источника, требуется согласование КФК, а только при возникновении спорных ситуаций, срыве конкурсов и т.п.
Несмотря на протесты и недоразумения, документ решили все же принять и в ближайшее время технически доработать. Вступить в силу он должен с нового года.
Напомним, что в этом году система горзаказа Петербурга не раз подвергалась критике и обсуждалась на закрытых совещаниях. По итогам проверок контрольно-финансового комитета в 2008 году возбуждено около 100 административных дел в отношении чиновников, которые в различных ведомствах курировали процедуры проведения горзаказа. Основные нарушения — неправильный выбор поставщика услуг, срыв конкурсных процедур и неправильный выбор способа размещения горзаказа. Нарушившим процедуры пришлось выплатить штрафы от 30 до 50 тысяч рублей.
Александра Медведева
Фонтанка.ру