16 декабря в Петербурге был арестован экс-депутат Госдумы, совладелец Архангельского ЦБК Владимир Крупчак. Правда, только заочно. Решение о необходимости взять его под стражу принял Октябрьский районный суд. Сам Крупчак, между тем, находится на Украине.
Очередным витком “лесной войны” назвали это событие опрошенные “Фонтанкой” эксперты. За арестом Крупчака они увидели мощный административный ресурс, привлеченный его основным оппонентом – главой “Базового элемента” Олегом Дерипаской. Полгода назад олигарх, напомним, проиграл битву за крупный актив – 20% акций Архангельского ЦБК - в арбитражном суде. Фемида признала, что право на пакет ценных бумаг имеет "Северная целлюлоза", аффилированная с Владимиром Крупчаком.
Как стало известно “Фонтанке”, первоначально Октябрьский районный суд Петербурга не собирался рассматривать вопрос о заочном аресте Крупчака и направил представителей следствия с ходатайством в Архангельский суд (по месту совершения преступления, в котором обвиняют экс-депутата). Однако Горсуд Петербурга это решение по неизвестной причине отменил и вновь направил дело обратно, в Октябрьский районный.
И уже там следователю, прокурору и адвокату оппонентов Крупчака в разбирательствах по ЦБК (главе Балтийской коллегии адвокатов Юрию Новолодскому) удалось доказать, что экс-депутата необходимо взять под стражу. Адвокат, в частности, считает, что экс-депутат сознательно скрывается от правоохранительных органов, “используя свои влиятельные знакомства”, и только арест сможет гарантировать его появление перед лицом правосудия.
С самим Крупчаком “Фонтанке” связаться не удалось. В его приемной нам сообщили, что в пятницу на работе он не появлялся. Однако, можно предположить, что информация о заочном аресте не стала для него открытием. Еще в июне 2009 года, комментируя решение арбитражного суда в свою пользу, предприниматель говорил, что ставить точку в “лесной войне” рано. “Я уверен, что мои оппоненты будут и дальше пытаться отстоять свои интересы”, - заявлял тогда “Фонтанке” Крупчак.
Подобного мнения придерживаются и эксперты, знакомые с ситуацией. “Данный корпоративный конфликт приобрел ярко выраженный личностный характер. Предъявление обвинения и заочный арест г-на Крупчака, практически, закрывают возможность для противоборствующих уже в течение девяти лет сторон договориться в краткосрочной перспективе, хотя ранее предпосылки для этого были, - комментирует ситуацию старший партнер юридической компании Pen&Paper, экс-директор по защите прав собственности ОАО «Группа Илим» Константин Добрынин. - Однако абсолютно очевидно, что без переговоров «лесная война» завершена не будет. По-видимому, исчерпав все гражданско-правовые возможности победы в споре, «Базовым элементом» было принято решение об активизации уголовно-правового направления, заведомо тупикового”.
Кроме того, юристы уточняют, что решение об аресте Крупчака может быть легко оспорено в суде. Дело в том, что уголовное дело против экс-депутата по статье 160 ч. 3 (хищение в особо крупных размерах) было возбуждено СУ при УВД Архангельской области в 2000 году. А срок давности по этому делу – не более 10 лет.
Источники в “Базэле” просят не соотносить решение Фемиды об аресте Крупчака и их интерес к Архангельскому ЦБК. В компании напомнили: после решения арбитража они объявляли, что уже утратили интерес к предприятию. Информацию о существовании некоего административного ресурса, которым компания пользуется в своих интересах, в “Базэле” комментировать отказались.
Однако в распоряжении “Фонтанки” оказался документ, косвенно свидетельствующий о том, что структура Олега Дерипаски нашла самую широкую поддержку в своей борьбе за ЦБК. В июле 2009 года губернатор Архангельской области Илья Михальчук написал письмо председателю правительства Владимиру Путину, в котором он попросил повлиять на ход процесса по выявлению правомочного собственника акций Архангельского ЦБК. Глава области, в частности, указал на то, что комбинат находится в плачевном состоянии (хотя по иным данным, предприятие работает на полную мощность и приносит хорошие прибыли), и необходимо передать 20% его акций Росимуществу, которое, как известно, в суде действовало в интересах Дерипаски.
Кстати, в Высшем арбитражном суде такой подход губернатора уже оценили как способ давления на правосудие и предостерегли власть имущих от подобных действий в дальнейшем. В том, что Олег Дерипаска не потерял интерес к Архангельскому ЦБК, уверены и эксперты. По словам профессора Европейского университета Вадима Волкова, такой актив для переживающего не лучшие моменты олигарха был бы едва ли не спасательным кругом. “Дело в том, что сейчас его компании ищут возможности для реструктуризации задолженности, которая, как известно, очень значительна, - прокомментировал Волков. - ЦБК мог бы стать гарантом привлечения в бизнес Дерипаски дополнительного кредитования и инвестиций”.
Справка:
Напомним, скандальное дело, получившее в СМИ громкое название "лесная война", началось в 2001 году. Именно тогда Олег Дерипаска поставил перед своими подчиненными задачу создать новый лесопромышленный холдинг с капиталом в 800 миллионов долларов. Центрами компании должны были стать активы "Илим Палп" - Котласский ЦБК и группы "Титан" - Архангельский ЦБК. Но задачу выполнить оказалось не просто, к 2003 году в распоряжении Дерипаски были только предприятия "второго эшелона" лесного бизнеса: Байкальский ЦБК, Селенгинский ЦБК, Архангельский лесозавод №2, Омская картонная фабрика, Лузский деревообрабатывающий комбинат и несколько предприятий в Карелии. Акционеры крупных заводов упорно не хотели уступать олигарху свою собственность.
На Архангельский ЦБК представители Дерипаски пришли в 2002 году. Они предложили собственникам продать акции по-хорошему. Но получили отказ, а акционеры предприятия получили ряд исков от миноритариев, пытавшихся оспорить законность приватизации предприятия. Ключевые акционеры во главе с Крупчаком отреагировали на иски довольно нервно и стали искать защиты у известного предпринимателя, петербуржца Владимира Когана (эксперты, знакомые с ситуацией, предполагают, что такое решение Крупчак принял, так как знал о хороших отношениях между Коганом и Путиным).
Вскоре Коган стал обладателем 20% акций Архангельского ЦБК. На этом дружба с Крупчаком закончилась. Петербургский бизнесмен стал действовать в связке с "Базовым элементом". Причем, в борьбе за активы предприятия они действовали, якобы, от имени государства. В 2003 году консорциуму удалось выкупить еще 12,5% акций АЦБК у немецкого трейдера Wilfried Heinzel AG. Это лишь вдвое меньше, чем у компании Pulp Mill Holding, которую связывают с Крупчаком.
Параллельно начало раскручиваться дело против самого экс-депутата. Сперва его отзывают из Госдумы, а затем и вовсе возбуждают уголовное дело. Его обвинили в хищении 20% акций Архангельского ЦБК, которые в 1994 году были внесены КУГИ Архангельской области в уставный капитал АО "Северная целлюлоза" (позднее АО возглавил Крупчак). В рамках расследования ЦБК неоднократно посещали сотрудники правоохранительных органов. Однако распутать "сложное" дело не удалось. Дело в том, что в схеме присвоения госпакета акций участвовал, как сообщают СМИ, бывший председатель КУГИ Архангельской области Григорий Перфилов. Как полагает следствие, государство изначально планировало внести принадлежащие ему 20% акций АЦБК в одноименный холдинг. Но Перфилов настоял на переводе их в "Северную целлюлозу".
Возвращать акции Росимущество, в интересах Дерипаски, решило через суд. Но в ходе разбирательств выяснилось, что акции принадлежат уже не "Северной целлюлозе", а ряду западных фирм Pulp Mill Holding, Conrad Jacobson и Jacob Jurgensen, которые пресса связывает с Крупчаком.
Маша Могилевская, “Фонтанка.ру”