В противостоянии Александро-Невской Лавры и Государственного Эрмитажа намечается новый поворот. Тема все та же - возвращение надгробия великого князя на историческое место. Эта идея, возникшая несколько лет назад, вновь становится актуальной в преддверии 300-летия Лавры. Как выяснила “Фонтанка”, священнослужители замерли в ожидании решительных действий от общественности.
В наступающем году исполняется 770 лет со дня знаменитой Невской битвы. Впереди еще одна знаменательная дата – 300 лет существования Александро-Невской Лавры. В подготовке к сим празднествам православные не могли не вспомнить о вопиющей исторической несправедливости. Серебряное надгробие, так называемая рака, укрывавшая мощи святого князя, без малого 90 лет находится в разлуке с останками Невского. Несколько лет назад верующие попытались вернуть ее. Но, получив категорический отказ от директора главного музея Петербурга, приуныли и как будто отказались от своей идеи. Как выяснилось, временно.
“В связи с тем, что в 2013 году 300-летие Лавры, не только мы, но и общественность снова начала поднимать этот вопрос, - рассказал корреспонденту “Фонтанки” настоятель Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры владыка Назарий. - Рака исторически сделана специально для мощей Александра Невского, кроме того, эта святыня достойна того, чтобы вернуть ей принадлежащее, ведь это не Лавре принадлежит, это принадлежит князю, если говорить в таком мистическом смысле”. Однако действовать решительно священнослужители пока не готовы и в прямом смысле уповают на общественность.
“Есть общественные организации, православно ориентированные, которые действительно осознают значение Александра Невского и знают, что такое историческая справедливость,- говорит владыка. Они могут конструктивно действовать, а не просто горланить. Им мы окажем консультативную помощь, подготовим исторические справки, но инициировать разбирательство сами мы не будем”. Несколько лет назад Лавра обращалась к директору Эрмитажа с просьбой возвратить надгробие и встретила яростное сопротивление. Его отголоски до сих пор слышны в комментарии, данном “Фонтанке”.
“Рака – как шедевр русского ювелирного искусства - была передана музею и спасена, и совершенно законным образом и правильно находится в музее, - заявил Михаил Пиотровский. - Для того, чтобы украсить заново гробницу Александра Невского, достаточно сделать копию, если та не нравится. И не надо превращать украшение гробницы в святыню. Есть постановление Вселенских соборов против иконоборцев, которые говорят, что поклоняемся мы не дереву, не краске, поклоняемся мы образу. Нам нужно немножечко вспомнить, для чего существует икона, украшение надгробия - это никакая не икона”.
“По поводу всех ссылок о сохранности раки и прочего, - невольно парирует владыка Назарий, - я могу сказать, что после того, как она попала в Эрмитаж, там и подсвечники пропали с регалиями и очень много «запчастей», которые были при ней, они тоже пропали уже в Эрмитаже при перевозке. Так что доводы относительно того, что в Лавре рака будет не в сохранности, не имеют никакого обоснования. В принципе мы готовы к тому, чтобы ее взять и, конечно, сознавая, что это такой миниатюрный памятник архитектуры, обеспечим и сохранность, и условия хранения”. На предложение же Пиотровского сделать копию владыка ответил встречным - “мы тоже можем позволить ему снять слепки, чтобы сделать копию”.
На днях в Лавре прошла конференция, по результатам которой в настоящее время готовится своеобразная резолюция. “Там будет идти речь о возвращении не только раки, но и Благовещенской церкви, которая принадлежит музею городской скульптуры, - поделился наместник Лавры. - Странное дело, что у нас нет княжеского престола, а ведь, как мы знаем, второй этаж церкви является престолом Александра Невского”. И все же главная надежда и опора Лавры – это общественность, которая, кстати, готова перейти к наступательным действиям уже в самое ближайшее время.
“Юридически схема в голове у меня готова, - говорит владелец сайта “Некрополь” Александр Несмеянов. - Даже в 20-е годы чиновники были чиновниками, поэтому эту раку наверняка передавали на основании каких-то документов. И если бы их найти, то можно оспорить в суде и признать недействительными. Ведь если вы оторвете какое-то надгробие — это будет вандализм”. На своем специализированном сайте Несмеянов организовал соцопрос, согласно которому из почти 400 посетителей более 88% ратуют за возвращение надгробия. Представитель общественности и сам понимает, что такого количества голосов мало, но убежден, что стоит только начать активные действия, как народная волна захлестнет все протесты чиновников.
“Надгробие нашего национального символа находится в Эрмитаже, и мы платим деньги для того, чтобы на него посмотреть, - возмущен Несмеянов, - в моем понимании, мы позорим сами себя как нация”.
“Здесь нужно подойти к вопросу очень взвешенно, - осторожничает сотрудник музея городской скульптуры, историк-краевед Юрий Пирютко. - Рака спасена именно как часть общего музейного фонда России, а передача музейных ценностей на каких-то условиях церкви не всегда положительно сказывается на состоянии этих предметов общенационального достояния, но, с другой стороны, историческая справедливость однозначно говорит о том, что нужно возвращать церковные реликвии”. И все же для настоящего верующего человека не имеет значения форма, соглашается с Пиотровским деятель культуры. “Рака была сделана в знак официального признания, уважения, и сама по себе, конечно, не имеет никакой духовной ценности. Теперь она имеет большую культурную, общечеловеческую ценность, но к мощам как к таковым, она, конечно, не имеет отношения. Мощи — святыня, а рака — материальная ценность”.
Справка:
Князь Александр Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 года. Изначально был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. В 1547 году РПЦ канонизировала его. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невскую Лавру в Санкт-Петербурге. Уже здесь в 1750 году императрицей Елизаветой для них была пожалована серебряная рака, в качестве украшения. В мае 1922 года мощи были вскрыты и перенесены в музей Атеизма и религии в Казанский собор. Здесь они хранились до 1989 года, пока по настоянию верующих их не возвратили на историческое место. Серебряное надгробие (рака) в 1920 году была передана в Эрмитаж. Рака выкована из чистого серебра, которого ушло почти 90 пудов. По ее сторонам - пирамиды из воинских доспехов, канделябры, барельефы, изображающие события из жития Святого Александра Невского.
Юлия Никитина,
“Фонтанка.ру”
Останется ли Эрмитаж с ракой? Надежда на общественность
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ