После временного затишья театры города снова салютуют премьерами. Причем в одном из них намекают, что все женщины ведьмы, а в другом с такой постановкой вопроса не согласны, как и с другими перегибами нынешней русской жизни. Тем временем датский клоун приезжает к нам, чтобы пятнадцать раз написать письмо, а александринские артисты повсюду играют Вампилова.
Крейцерова сонатка
Андрей Прикотенко – из молодых (это, конечно, в данном случае довольно условный эпитет: Прикотенко уже за 35 лет) и талантливых петербургских режиссеров, чья творческая судьба сложилась относительно удачно. Он громко заявил о себе еще в 2002 году, когда на сцене Театра на Литейном поставил яркую и неожиданную транскрипцию Софоклова «Эдипа-царя», удостоившуюся спецприза «Золотой маски». Дальше у Прикотенко было немало работ – и среди них немало удач. Одно время режиссер дислоцировался в Риге: руководил Русским театром им. Михаила Чехова – и опять-таки небезуспешно, отпускать его оттуда не хотели. Но он вернулся в свой город и порадовал очень неплохой «Леркой» на сцене «Балтийского дома» – постановкой мудрой, серьезной, с острым чувством современности. В Театре Ленсовета Прикотенко выпускает – «Чеховъ. Водевиль» – «датский» спектакль к юбилею Чехова.
Впрочем, режиссер вооружился достаточным зарядом иронии. Одним из литературных источников инсценировки стал чеховский водевиль «Юбилей»; кроме того, пригодились «Предложение» (то самое – про спор хозяйствующих субъектов относительно принадлежности сельхозугодий Воловьих Лужков) и юмористический монолог «О вреде табака». Прикотенко в интервью на голубом глазу сообщает, что ставит спектакль о вреде супружества для мужчины. В свете предыдущей премьеры театра – «Последней жертвы» Татьяны Москвиной, кажется, всерьез замышлявшейся как мизандрический манифест, ради равновесия гендерных чаш этой сцене не помешает немножко шутливой мизогинии. В главных ролях актеры душераздирающего комического обаяния: безупречный во всех отношениях Александр Новиков, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, и чуть-чуть похожая на молодую Мордюкову Ульяна Фомичева. У зрителей есть все шансы свихнуть челюсти от смеха. Впрочем, кое-какие невеселые чеховские мотивы, судя по обещаниям режиссера, в спектакле также прозвучат. Премьера – в пятницу 18-го и субботу 19-го, начало в 19.00, цена билета – от 100 до 1000 руб.
Юрьев день
Отличная творческая идея посетила руководство театра «Мимигранты». Они решили отметить 19 декабря, день рождения клоуна и актера Юрия Никулина, который не нуждается ни в представлениях, ни в эпитетах, мемориальным вечером на своей сцене. Помимо посвященных Никулину номеров в исполнении артистов здешней труппы, зрителей ожидает встреча с коллегами мэтра – его соратниками по работе в Цирке на Цветном бульваре. Обещает залететь на огонек и белый попугай – символ веселого телеклуба, бессменным ведущим которого Никулин был в последние годы жизни. Любителям огромных фойе с позолотой поход в «Мимигранты» не рекомендуется: это маленький и небогатый театрик вдали от огней Невского проспекта. Остальным сообщаем: начало в 19.00, цена билета – от 300 до 500 руб.
Перекресток Миллера
Этой премьеры мы дожидались давно: главный режиссер Театра на Васильевском Анджей Бубень работал долго и скрупулезно.
«Салемские колдуньи» – под таким названием в России известна самая знаменитая из пьес американца Артура Миллера «The Crucible», гневный и горький памфлет, написанный им в 1953 году, на пике злополучного маккартизма – гонений на инакомыслящих в США. В истории городка Салем, в конце XVII века вдруг погрузившегося в пучину взаимной подозрительности и мракобесия, современники Миллера легко прочитали аллюзию на текущие социальные процессы. Маэстро Бубень верен заветам Миллера и ставит, по собственному признанию, уже про день сегодняшний, а рекламируется спектакль весьма завлекательным слоганом: «Американский саспенс о русской жизни». В главных ролях – супругов Джона и Элизабет Проктор – отличные актеры Дмитрий Воробьев и Елена Мартыненко, правда, их задачу несколько осложняет неизбежное сравнение с еще памятным блестящим артистическим дуэтом Елены Поповой и Андрея Толубеева в спектакле БДТ по этой же пьесе. 19 декабря спектакль начнется в 17.00, а 20-го и 21-го в 19.00, цена билета – от 300 до 1000 руб.
Друг по переписке
Фестиваль «Лицедеи-open», который театр «Лицедеи» проводит по случаю обретения собственной сценической площадки в стенах торгово-развлекательного комплекса «Толстой Сквер», продолжает собирать гостей со всего мира. Ныне в гости к ним (а, следовательно, и к нам) пожаловал именитый клоун Паоло Нани, как явствует из имени – итальянец, но живущий и работающий в Дании. Он привозит не очень новый, зато признанный и титулованный спектакль «Письмо».
Сюжет спектакля прост: человек пишет эпистолу какому-то знакомому. Но датский клоун находит в этом сюжете повод для гомерического смеха публики на протяжении полутора часов. Не произнося ни единого слова, Нани умудряется показать процесс письмотворчества пятнадцатью (!) разными способами. В частности, в стиле хоррора, вестерна, немой мелодрамы, «волшебным способом», «вульгарным способом» и без использования рук. Спектакль пройдет всего один раз – в субботу 19 декабря, начало в 19.00, цена билета – от 1000 до 3000 руб.
Отпуск в декабре
Нечаянно на петербургских подмостках намечаются вампиловские дни. Александринка 21 и 22 декабря все же намерена показать премьеру спектакля молодого режиссера Олега Еремина «Вампилов. Пьесы», прежде отложенную из-за болезни одного из актеров. Начало в 19.00, все билеты по 500 рублей.
Если в основе инсценировки Еремина – ранние вампиловские одноактовки, то режиссер Александр Кладько взялся за зрелый шедевр драматурга – «Утиную охоту». Для Кладько это важный шаг в его творческой биографии: ранее он увлеченно ставил в разных городах и весях одну и ту же пьесу трех малоизвестных авторов Г. Голубенко, Л. Сущенко и В. Хайта «Старые дома». Прочие пьесы выходили у Кладько не так ловко и споро. Уверенность в успехе «Охоты» не вселяет и название театра, в котором Кладько готовит постановку. Театр Владимира Малыщицкого давно переживает не лучшие поры, а после кончины самого Малыщицкого подошел к опасной грани. Интерес к здешней «Утиной охоте» вызван по преимуществу личностью исполнителя главной роли Зилова. А это, по странному стечению обстоятельств, как раз артист Александринки Андрей Шимко, немножко похожий своей актерской психофизикой на Олега Даля – образцового Зилова из фильма Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре». Премьера состоится в среду 23 декабря, начало в 19.00, все билеты – по 500 руб.
Андрей Пронин
Фонтанка.ру