Электронное правительство должно прийти в дом не только каждого россиянина. Эта идея уже давно занимает умы руководителей всех стран Евросоюза. О том, как поставлена работа по оказанию электронных услуг в некоторых из них, какие барьеры существуют между странами, - в обзоре «Фонтанки».
А что Европа?
На прошедшей в ноябре этого года конференции по внедрению «электронного правительства» в странах Евросоюза было определено, что система электронного представления государственных услуг должна рассматриваться как средство для достижения других, более высоких, целей, улучшения государственного планирования и реформы коммунального обслуживания, а не быть лишь иной версией услуг, которые уже и так доступны в традиционных, бумажных, формах.
По идее e-Government должно прийти к каждому человеку, выполняя функции на любом уровне: местном, региональном, государственном или общеевропейском. Следует учесть и возможность помощи людям, нуждающимся в получении государственных услуг через Интернет, то есть необходимо планомерное обучение общественности.
Специалисты констатировали, что проблемы в оказании е-госуслуг отнюдь не всегда связаны с техникой и технологией: сейчас базовая техника, необходимая для входа в Интернет, стоит достаточно недорого, наработаны навыки по обучению компьютерной грамоте даже лиц пожилого возраста. Основная проблема даже не в наличии в объединенной Европе множества национальных языков. Самая главная проблема — это укоренившиеся административные процедуры, недостаток прозрачности при оформлении документов и принятии решений, запутанность процедур, открывающая простор для коррупции и нежелание бюрократии расставаться с ними.
Однако ЕС все равно намерен продвигать идею «электронного правительства», основываясь на имеющемся опыте.
Лидерами в этой деятельности являются скандинавские страны, Финляндия и Эстония. Автору этих строк приходилось пользования финской электронной системой предоставления государственных услуг.
Финляндия: все под контролем...
За последние 10 лет е-услуги государственных учреждений и муниципалитетов стали чем-то само собой разумеющимся. Этому предшествовала титаническая «закулисная» подготовительная работа.
Доступные услуги в кратчайшее время — эта идея была сформулирована еще в 90-е годы. Подразумевался и контроль как за самими гражданами, так и за ведомствами. Основой для этого была оцифровка населения — проще говоря, получение всеми жителями страны персонального кода. Первые шесть цифр — например 071259 — дата рождения. Затем идут другие четыре знака — уже личный номер человека.
Наличие персонального кода резко облегчает автоматическую обработку информации и учет. В стране всегда с точностью до единиц известно, сколько в стране граждан, иностранных жителей определенного возраста. Персональный код, выдаваемый МВД, — это информация, без которой невозможно получение счета в банке, кредитной карты, полиса социального страхования, паспорта, водительских прав и проездного электронного билета общественного транспорта.
Таким образом, на каждого жителя открывается файл, степень доступа к которому ограничена законодательно для каждого учреждения. Например, при оформлении билета в библиотеке откроется при введении кода имя, фамилия, адрес. А вот у банка будет какая-то своя информация, к которой библиотекарю путь заказан. Больше всего информации может быть у налоговой службы и у полиции, но, например, чтобы получить доступ к банковской информации, силовым органам потребуется специальная санкция.
Главное — то, что существует единая система сбора данных и их перераспределения. Понятие «сбора справок» кануло в Лету — потому что вся жизнь человека находится в памяти компьютеров. И это здорово облегчает жизнь.
Прописка и переезд
Автору этих строк приходилось в Финляндии несколько раз менять место жительства. Здесь нет как таковой разрешительной прописки, но есть регистрация. Обычно все формальности начинались и заканчивались за собственным компьютером, где заполнялись соответствующие формы. Все длится всего лишь несколько минут. Так меняется и почтовый адрес.
Разумеется, можно возразить, что тут открываются просторы для мошенничества. Но вычислить жулика не так-то и сложно, а за введение госслужб в преднамеренное заблуждение положено наказание.
Стоит отметить, что программа регистрации подразумевает ограничения. Например, однажды я не мог зарегистрироваться у приятеля, так как дополнительный житель не предполагался в жилье данного статуса и данной площади. Система просто дала отказ. И я остался в подвешенном состоянии. Само собой, даже при покупке проездного билета она предупреждала, что я «бомж», и билета не давала. До тех пор пока не уладилось с регистрацией.
Регистрация авто
То же самое с регистрацией автомобиля. Дважды покупая и один раз продавая машину в Суоми, я ни разу не ходил ее регистрировать — делал это через Интернет. Причем, второй раз я приобретал авто с одновременным получением кредита. Банк проверил мои доходы, пока мы с прежним владельцем заполняли поля в компьютере.
Поиск работы и помощь иммигрантам
Поиск работы также автоматизирован. Существуют специальные порталы, которые помогают получить информацию о работе, узнать об условиях и подать заявку. Е-офисы решают проблему коммуникации с иммигрантами, не знающими финского или шведского языков. Для них вообще сделан специальный портал Infopankki, который дает информацию на 13 иностранных языках. Это дешевле, чем содержать штаты переводчиков. Мало того, как показывает практика, трудовые мигранты заранее готовятся к условиям жизни в Финляндии, что упрощает работу с ними.
Медицинская помощь
Случилось так, что мне пришлось обратиться к врачу, причем даже не в Финляндии, а в Испании. Максимум, что я мог — это протянуть мою карточку финского социального страхования. Потом сознание приобрело крайне смутные формы.
И тем не менее, уже через полчаса началась интенсивная терапия, были улажены все вопросы со страховкой, из финской медицинской базы данных стало точно известно, какими болезнями я болел и есть ли у меня аллергические реакции. Мой файл здорово помог мне, он очень скоро оказался у испанских врачей, и они могли начать лечебные мероприятия. Вот как выглядит английское зеркало сайта KELA — государственной социальной службы. Достаточно элементарных знаний английского или просто включенной функции перевода сайтов — и у вас будет хорошее представление о том, что дает эта система.
Государственная безопасность
Эта система делает наличие армии мелких чиновников практически бессмысленной. С другой стороны, резко усложняется совершение противоправных деяний, правда, это не касается уличного хулиганства, но вот уклонение от уплаты налогов, отмывание теневых доходов — все это значительно усложняется и в определенной мере становится невыгодным.
Строгий учет позволяет знать, сколько людей какого возраста находится в стране, какими болезнями болеет, сколько зарабатывает и многое другое. Открываются возможности для планирования государственной деятельности с невиданной эффективностью, так как достаточно просто пробежать по клавишам, чтобы узнать, сколько единиц вакцины требуется детям, а сколько — диабетикам старше 60 лет. Эта статистика действительно знает все, но, повторюсь, в обычной жизни каждая структура знает лишь то, что ей положено знать.
Однако далеко на везде в Евросоюзе такой уровень предоставления электронных госуслуг. Есть масса примеров, когда, с одной стороны, «наверху» принимаются позитивные решения, а на низовом уровне все остается как было. Таким примером может считаться Испания.
Испания: верность традициям...
В Испании, как и в любой другой стране Евросоюза, существуют свои правительственные интернет-ресурсы, которые в идеале могут позволить сделать все то, что должны позволить сделать такие же ресурсы в той же Финляндии.
Но не все так просто. Сайты правительств автономий (Испания — страна федеративная, пожалуй, в большей степени, чем Россия) очень напоминают российские — это перечни информации с возможностью распечатки документов, но по своей функциональности уступающие скандинавским. Они красочны, но не являются инструментом самостоятельной работы гражданина со своими документами.
Не исключено, что это связано с тем, что Интернет до сих пор для испанцев — это нечто отдельное, малореальное. Даже если там все будет сделано для сетевой работы — вполне возможно, что многие все же пойдут с бумажками в офис.
Во время своей работы в Испании не раз становился свидетелем того, как бухгалтеры, у которых были компьютеры с доступом к интернет-банкингу, печатали фактуры и шли с ними в банк. «Так надежнее», - говорили они. Для иллюстрации своего отношения к электронным перемещениям денег они показывали на клочки бумаги и, называя их «тархета», объясняли, что им цена сама по себе такая же, как и банковским карточкам, которые также называются «тархета». А вот наличные — это «эффективо», а еще лучше, когда «металлико». Смешно? Но это и есть национальный менталитет, и то, что может проходить в Мадриде, Барселоне и Валенсии, в более мелких населенных пунктах просто не будет пользоваться доверием.
Ведь гораздо надежнее зайти в аюнтаменто к доно Исидоро и оформить все бумаги «как полагается»... заодно и поболтать со знакомыми в очереди.
И, наконец, есть примеры стран, которые начали реформы очень энергично, но затем как-то остановились, в результате чего существует некая промежуточная система оказания услуг. Наглядным примером является Латвия.
Латвия: хотели как у финнов
В Латвии все имеют персональный код, существует единая база данных. Так что с отслеживанием граждан все в порядке. А вот с электронными услугами гораздо скромнее. Либо такие же е-справочники, либо формально электронное оформление присутствует, но... не работает. А иногда работает наполовину. В частности, заполнив анкету на получение общеевропейской карточки социального страхования в Хельсинки, вы будете спокойно ждать, когда она придет к вам по почте. В Риге придется ехать за ней самому. Вроде — мелочь, но теряется главное — возможность не контактировать с чиновниками.
Одна из причин, которую, объясняя задержки в развитии «электронного правительства», называют государевы мужи в Латвии - отсутствие надежной почтовой связи, которой можно было бы доверить доставку гражданам оформленных документов. Однако критики обращают внимание на соседнюю Эстонию, которая сейчас в европейских лидерах по развитию «электронных госуслуг». Очевидно причина в том, что в Эстонии развитие Интернета уже 13 лет назад стало одним из государственных приоритетов, а в Латвии компьютер и Интернет долгое время оставались своего рода «развлечением для обеспеченных».
Каким путем пойдет Россия — мы увидим очень скоро.
Константин Ранкс, Хельсинки
для Фонтанки.ру