В результате экстренных рейдов МЧС по причине несоответствия нормам пожарной безопасности проблемы возникли не только у клубов и ресторанов. На днях прекратили функционировать три петербургских театральных площадки: актерский клуб «Антресоль», малая сцена Театра на Васильевском и Театр поколений, что ютился в помещении Нарышкина бастиона Петропавловского крепости.
Клуб «Антресоль» в этом ряду – на особенном счету. Заправлял в «Антресоли» уникальный Русский инженерный театр «АХЕ» – создание изобретательных художников Максима Исаева и Павла Семченко, театр европейского уровня, давно коллекционирующий награды самого высокого ранга вплоть до «Золотой маски» и эдинбургского Fringe First. За 20 лет их славной творческой истории у «ахейцев» впервые появился дом. Предписание прекратить спектакли и вывезти вещи театр получил в разгар юбилейно-фестивального показа своих спектаклей.
Самое время сказать, что площадка эта на Малом проспекте В.О., 49, принадлежит Театру на Васильевском. Мудрое решение отдать ее в распоряжение одному из лучших городских театральных коллективов принадлежало директору названного стационара Владимиру Словохотову. Его, разумеется, первым и заподозрили в желании воспользоваться ситуацией и забрать то, что когда-то великодушно презентовал. Для того чтобы в момент кризиса затеять на освободившейся территории нечто коммерчески более выгодное.
Но тут выяснилось, что г-н Словохотов тоже пострадал. Одновременно с «Антресолью» и по аналогичным причинам закрыта и малая сцена Театра на Васильевском. «В клубе «Антресоль», как оказалось, вообще нельзя ставить зрительные ряды, поскольку этажом выше находится общежитие, – рассказал Владимир Словохотов обозревателю «Культурной столицы». – По официальным требованиям, в зале, где идут спектакли, должно быть три выхода, соответствующая высота потолков, защита между сценой и залом – либо водная, либо в виде пожарного занавеса, гидранты должны находиться в непосредственной близости. Ничего этого у нас нет: ни в «Антресоли», ни на малой сцене театра. Так что сотрудники инспекции пожарного надзора Василеостровского района абсолютно правы. На данный момент прокатывать спектакли мы можем только на большой сцене».
Также г-н Словохотов заявил, что приглашает театр «АХЕ» без всякой арендной платы играть спектакли на этой самой большой сцене. Туда же будут перенесены и лучшие спектакли сцены малой: «Таня-Таня» и «Солесомбра» (последний, к слову, поставлен бригадой «АХЕ» по пьесе Максима Исаева с артистами Театра на Васильевском). Но это, разумеется, не выход. Репертуар большой сцены и без того достаточно насыщен. И вряд ли великодушие местного главного режиссера Анджея Бубеня дойдет до того, чтобы в ущерб собственным постановкам прокатывать чужие.
Ну и уж точно невосполнима еще одна функция «Антресоли». Все три года своего существования клуб работал как открытая экспериментальная площадка, приют для камерных бездомных коллективов. То есть молодые режиссеры с командой единомышленников, а также актеры, желающие высказаться соло, за очень символичную арендную плату получали доступ к публике. Таких площадок в городе можно назвать еще только две: сцена Музея Достоевского и театр «Особняк» в одном из закрытых двориков Петроградки. Для здорового театрального процесса такие «зеленые зоны» необходимы. Но в Петербурге они до сих пор возникали исключительно спонтанно, в помещениях изначально не театральных – и потому вполне логично, что специфические театральные противопожарные нормы тут не соблюдены.
Сохранить эти стратегически важные сценические площадки смогут, понятно, только представители власти. Если захотят. Председатель Комитета по культуре Правительства Ленинградской области Владимир Богуш в телефонной беседе заявил буквально следующее: «Никаких официальных документов ко мне на стол не легло. В субботу я собираюсь на премьеру в театр – думаю, там г-н Словохотов мне всё и расскажет. Тогда и будем решать проблему. Но вы же понимаете, что в одночасье найти средства, которых мы не могли отыскать годами, не получится. Единственное, что я могу сказать, что Театр на Васильевском в начале года получит из резервного фонда 500 тысяч рублей».
Между тем, обозревателю «Фонтанки» доподлинно известно, что как раз в расчете на эти деньги, в долг, выпускает сейчас театр субботнюю премьеру –«Салемских колдуний». Так что ни малой сцене, ни тем более клубу «Антресоль» они не помогут. Впрочем, судьба петербургских областных театров и без вмешательства пожарных инспекций весьма драматична: в Театре на Литейном, например, жизнь едва теплится – средств областных культурных властей больше чем на одну премьеру в сезон не хватает.
Пока готовился этот материал, пришло известие о закрытии Театра поколений, расположившегося в Нарышкином бастионе Петропавловки. Казалось бы, этому помещению, скорее, стоит опасаться наводнения, а не огня. Ан нет. Закрылось в одночасье по суровому предписанию. И вопрос о его судьбе был задан председателю городского Комитета по культуре Антону Губанкову на ближайшей пресс-конференции, хотя посвящена она была вовсе празднованию в Петербурге Нового года. Театр поколений городского (да и какого-либо другого) официального подчинения не имеет, но г-н Губанков, надо отдать ему должное, отмахиваться от проблемы не стал: «Театр этот – негосударственный, но интересный, креативный, мы внимательно относимся к его творчеству и очень много сейчас работаем по этой ситуации с руководством Музея истории города. Там есть определенные сложности, но мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы театры не закрывались. Хотя безопасность и актеров, и зрителей для нас превыше всего, и все противопожарные требования должны быть выполнены».
Нынешние городские власти, в отличие от областных, вообще проявляют небывалый интерес к театру: действенная система грантов, строительство новых зданий, заинтересованность чиновников в продвижении молодых, учреждение премий делает руководству честь. Возможно, дело дойдет и до появления государственной открытой площадки в театральном здании, отвечающем всем существующим требованиям безопасности, одном из тех, которые в данный момент находятся на завершающем этапе строителства. Больше всего для такой значительной цели подойдет, конечно, новое здание театра «Буфф» на углу Заневского проспекта и проспекта Шаумяна, габаритами и формами похожее на космическую станцию.
Хотя труппа театра «Буфф» в данный момент обслуживает три площадки, освоить километры площадей ей все же не под силу. А симбиоз стационарной труппы с экспериментаторами всех возрастов обычно создает здоровую конкуренцию, стимулирует творческое горение, никому не опасное.
Жанна Зарецкая
Фонтанка.ру