6 «Сапсанов» будут курсировать между Петербургом и Москвой ежедневно. В Смольном полагают, что они «заберут» до 1,5 миллионов пассажиров у «Пулково». Впрочем, изучив ценовое предложение ОЖД и авиаперевозчиков, «Фонтанка» в этом усомнилась.
Сегодня в 22:45 в Петербург должен прибыть первый регулярный рейс высокоскоростного поезда «Сапсан». С 18 декабря между двумя столицами начнут курсировать по 3 состава в день в каждую сторону. В Смольном полагают, что за счёт «Сапсанов» железной дороге удастся оттянуть до 1,5 миллионов пассажиров у «Пулково». Впрочем, изучив ценовое предложение ОЖД и авиаперевозчиков, «Фонтанка» позволила себе в этом усомниться.
В РЖД уверяют: инфраструктура и персонал полностью готовы к запуску сверхскоростного движения. Закончились испытания состава, вдоль и поперёк протестировано полотно, а участок скоростного движения еще и тщательно охраняется частными охранными структурами - причем ещё с апреля. Все локомотивные и поездные бригады, как сообщает пресс-служба ОЖД, прошли специальное обучение для работы на высокоскоростных поездах, в том числе в Германии и на базе Центра подготовки авиационного персонала ОАО «Аэрофлот» по следующим дисциплинам: иностранный язык, оказание первой медицинской помощи, сервис на борту высокоскоростного поезда с аспектами психологии. Штат поездных бригад поездов «Сапсан» на данный момент составляет 82 проводника и 7 начальников поездов. На обслуживание одного рейса выделен 21 сотрудник: машинист, помощник машиниста, бортинженер, начальник поезда, девять проводников, кассир, семь стюардов, из которых четыре для вагонов бизнес-класса, два официанта вагона бистро и один бармен.
С запуском высокоскоростного движения с линии Москва-Петербург снимаются два фирменных дневных поезда: «Юность» (она уже исчезла из расписания) и «Невский экспресс», который совершит свой последний рейс 18 декабря. Причём если стоимость проезда в последнем вполне сопоставима с ценой билета на «Сапсан» (порядка 3-4 тыс. рублей), то на «Юности» до недавнего времени можно было прокатиться менее чем за тысячу.
Возможность за 3 часа и 45 минут переместиться с Московского вокзала на Ленинградский (и наоборот) в ближайшую неделю обойдётся пассажиру минимум в 2777 рублей (билет во второй класс поезда, отходящего в 6:45 утра). В 7 вечера уехать можно будет за 3054 рубля. Дневной состав отправлением в 13:00 будет ехать на полчаса дольше (4 часа 15 минут), но и стоит билет второго класса меньше всего — 2044 рубля. При этом РЖД традиционно дифференцирует стоимость билетов в зависимости от календаря. Так, 27 и 28 декабря цена поднимается на 15%, 29 и 30-го — на 20%, зато с 12 января по 19 февраля можно будет купит билет за 80% от номинала. Билеты в первом классе сейчас стоят от 4184 до 5805 рублей, в зависимости от времени отправления.
Таким образом, «Сапсан» обгонит авиаперевозчиков, осуществляющих рейсы на направлении Петербург-Москва не только по скорости, но и по цене проезда. С учётом времени, которое понадобится пассажиру на переезд в «Пулково» и отъезд из «Домодедово» на аэроэкспрессе до Павелецкого вокзала, а также необходимости заранее (минимум за полчаса) проходить регистрацию на рейс и личный досмотр, путь из центра столицы в центр Петербурга займёт в лучшем случае те же 4 часа, что идёт «Сапсан». Однако, стоимость перелёта за последние годы существенно снизилась. Например, прилететь в столицу 20 декабря (воскресенье) и улететь обратно 21-го ГТК «Россия» предлагает за 3760 рублей (стоимость в оба конца со всеми сборами). Sky Express предлагает проделать тот же путь за 3 тысячи рублей, а «Сибирь» всего за 2100 рублей.
Несмотря на это, создатели концепции развития всех видов транспорта Петербурга до 2030 года — Комитет по транспортно-транзитной политике и НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры — считают, что РЖД за счёт запуска «Сапсана» оттянет не менее полутора миллионов пассажиров у авиаперевозчиков. Однако после завершения реконструкции Пулково (это произойдёт в 2015 году) авиаперевозчики займут лидирующее положение на рынке.
Пока же самым дешёвым способом добраться из одной столицы в другую остаются ночные поезда (плацкартное место стоит от 550 рублей), а также автобусы. Двенадцатичасовое путешествие по Ленинградскому и Московскому шоссе обойдётся сегодня в среднем в тысячу рублей.
Справка: «Сапсан» - высокоскоростной электропоезд серии Velaro RUS производства компании «Сименс Транспортные Системы» - начнет курсировать между Москвой и Петербургом. Он способен развивать максимальную скорость 300 км/ч.
Павел Гинёв, Фонтанка.ру