На неделе многие галереи и арт-центры открывают последние выставки в этом году – пока зрители не переключились на рождественские и новогодние застолья. Представлены разнообразные формы художественной активности: от живописи и графики до фотографии и видеоарта. А главное событие недели – выставка русскомузейных пастелей в Михайловском замке, первая за все 110 лет существования музея.
Воспоминания о главном
15 декабря в галерее D137 стартовала выставка, завершающая не только год, но и целый этап жизни одного из ведущих городских центров актуального искусства: D137 переезжает и напоследок выставляет фотографии Елены Шайдоровой, которая давно дружит с галерейными художниками. На одних снимках Испания, пейзажи и портреты местных жителей, на других – знаковые фигуры, напоминающие о местных проектах.
D137 начинала в середине 1990-х выставками митьков и разных нонконформистов, а вскоре нашла свою нишу в лице Тимура Новикова и выходцев из его «Новой Академии», связанных с неоклассицизмом, но ушедших в других направлениях. В последние годы галерея привозила ряд актуальных московских художников, искала новые имена, а также активно продвигала петербургских деятелей в столице и Европе. Эти персонажи, а также другие интересные личности составляют фотолетопись Шайдоровой: мастер перевоплощений Владислав Мамышев-Монро, экс-барабанщик «Кино» и живописец моряков-атлетов Георгий Гурьянов, британская альтернативная певица Пи Джей Харви, голландский кинорежиссер мрачного романтизма Йос Стеллинг. Выставка называется «Стоп-кадр», и организаторы видят здесь указание на переезд галереи – остановка для переосмысления настоящего и начало движения в будущее.
Художница поневоле
С 15 декабря галерея «Борей» показывает графику Анны Флоренской, представительницы славного клана петербургских художников. Когда все вокруг рисуют: родители, их друзья, муж, брат с женой (яркие личности митьковской общины Александр и Ольга Флоренские), наверное, трудно удержаться от соблазна. Рисунки выходят сами собой, как бы детские и наивные, населенные людьми-куклами и игрушечными зверями, собачками и зайчиками в одинаковых позах, глядящими друг на друга или в одну сторону – простодушный девичий примитивизм. Фигурки, столы, стулья, деревья, домики в стиле наскальных изображений заполняют собой все пространство, а в свободных местах вырастают многозначительные тексты на русском и английском. Точные даты в уголках напоминают подростковый дневник: «2.VII.2009 ночь». И название выставки звучит по-детски: «Люди и звери в моем интерьере». Иногда просвечивает колючая ирония, как в портрете волка в образе ренессансного щеголя со шпагой и подобием куницы на изящно скрещенных передних лапах, но в целом это очень уютный мир, в который так и хочется поверить под Рождество. Еще бы: и волки сыты, и зайцы целы.
Рисунки с подсветкой
17 декабря Русский музей впервые за свою историю выставляет рисунки в технике пастели – с XVIII по ХХ века. Это искусство привезли в Россию иностранные мастера: с их портретов напудренных дворянок в париках и романтических красавиц в легких ампирных платьях и начинается экспозиция. Местные художники быстро оценили возможности пастели в изображении лиц и одежды – мягкие цветные карандаши позволяли передать матовую кожу, уютные ткани, а светлый тон основы (бумаги, пергамента, холста) создавал ощущение свечения изнутри. Правда, возни с пастелью было немало: чтобы рисунок не осыпался, приходилось втирать штрихи пальцами в шероховатую поверхность, применять специальные щеточки и растушки и хранить работы только под стеклом. Многие художники и коллекционеры изобретали фиксирующие вещества, но все они меняли цвет рисунка и лишали его легкости и светоносности – важнейших качеств, которые и привлекали живописцев. Ведущие отечественные мастера пастели: бытописец Алексей Венецианов, художник народной стихии Борис Кустодиев, салонный певец женской красоты Константин Маковский, пейзажисты Исаак Левитан и Мстислав Добужинский. Выставка включает также ряд работ современных художников, работающих в этой технике. Искусство пастели очень хрупкое и нежное, для произведений опасны изменения температурного режима, чрезмерная сухость или влажность воздуха, любые перемещения. Тем более странно, что Русский музей не нашел залов для этой драгоценной выставки и отправил ее в Михайловский замок.
Пароли мегаполиса
17 декабря галерея «Глобус» представляет проект московского художника-граффитиста Валерия Чтака «Боб ненавидел всех». Холсты свинцового цвета покрыты потеками краски, словно скрывающими предыдущие послания, а поверх них вырисовываются цифры, фразы на разных языках – от английского и французского до иврита и сербского, контуры компьютеров, телефонов, скейтов, кроссовок – узлы и сгустки информации, ребусы жизни мегаполиса, которые могут разгадать только их адресаты. Язык как способ шифровки, граффити как послание для своих – это нужно, чтобы противостоять враждебной реальности. Выставка Чтака – один из первых проектов новых кураторов лофта «Этажи»: Анастасии Шавлоховой, руководителя арт-группы «Непокоренные», и Алисы Прудниковой, набравшейся опыта в екатеринбургском Центре современного искусства.
Строители видеомостов
19 декабря лофт-проект «Этажи» презентует крупную выставку современного российского видеоарта «Относительные связи», где будут размещены работы двадцати художников на тему взаимодействия личности и общества, искусства и реальности, прошлого и настоящего. Связи межмолекулярные, языковые, социальные, интернет, с одной стороны, – и шизофрения-паранойя, отвергающие эту систему и создающие свои структуры, с другой. Кураторы Анастасия Шавлохова и Виктория Илюшкина предполагают, что связи могут складываться в некий надличностный организм, невидимый, но очень мощный, и выражают эту мысль в строении экспозиции: здесь принципиально нет разделов или «стрелок», направляющих зрителя, каждый волен сам выбирать маршрут и искать свою логику и точки соприкосновения проектов. Видеоарт и без того дело жутковатое, а оказаться под одновременным воздействием множества большеэкранных, притягивающих взгляд, агрессивных движущихся картинок – рискованный эксперимент над собственным организмом.
Работники лопаты и фотоаппарата
19 декабря в Государственном центре фотографии РОСФОТО открывается выставка «Фотография и археология», посвященная 150-летию Императорской археологической комиссии. Учрежденная Александром II, комиссия сначала занималась раскопками в окрестностях Керчи, где в курганах были найдены роскошные захоронения с предметами скифско-эллинской культуры, затем работала на Дону, в Сибири, в Средней Азии. Благодаря ее деятельности Эрмитаж обладает уникальной коллекцией скифских и античных древностей, а также кавказской бронзы. РОСФОТО показывает около 200 снимков из сотни тысяч отпечатков и негативов, сделанных фотографами комиссии в ходе экспедиций и раскопок или купленных у сторонних авторов, а сегодня хранящихся в Институте истории материальной культуры. Стены древних крепостей еще не знали нашествий стад туристов, села не видели автомобилей и индустриализации, церкви не пережили военных катастроф ХХ века, раскопки велись одними лопатами, а устроители выставок археологической комиссии не подозревали о научной организации экспозиций по хронологии и месту находки – вещи разделены по материалам (металл, керамика, украшения), а аннотаций не видно.
Это наш город. А это – не наш
С 20 декабря галерея «100 своих» приглашает на выставку Татьяны Яссиевич «Уличная история». Это живописные и акварельные виды Петербурга, Берлина, Амстердама, прежде всего публичных мест, рассчитанных на скопления людей: вокзалы, платформы метро, кафе, городские магистрали, площади. У Яссиевич они пусты, и крупные формы зданий воспринимаются сами по себе, как грандиозная или, наоборот, неожиданно камерная архитектура: голландский вокзал, вероятно, в городе Бреда, подавляет объемом зала, тогда как родной Витебский выглядит как уютный кружевной дворец. Акварели иллюстрируют жизнь городов в последние десятилетия: перестроечный Петербург узнается по осиным гнездам киосков, современный – по супермаркетам, стройкам, рекламным растяжкам «Кухни там, диваны тут».
Художнице удается совместить минимализм и декоративность в изображениях бытовых предметов и металлоконструкций – весов на рынке, мостов и вокзальных опор. Главная картина выставки – вид берлинского моста Бёзебрюкке, где 20 лет назад начала рушиться Берлинская стена; благодаря этому событию художница в 1990 году смогла уехать через Германию в Нидерланды и так и живет сегодня на три страны.
Ольга Лузина
Фонтанка.ру