Афиша Plus Выставки Выставки недели: 15 - 20 декабря (фото)

Выставки недели: 15 - 20 декабря (фото)

583
Выставки недели: 15 - 20 декабря (фото) | www.fontanka.ruВыставки недели: 15 - 20 декабря (фото) | www.fontanka.ru

На неделе многие галереи и арт-центры открывают последние выставки в этом году – пока зрители не переключились на рождественские и новогодние застолья. Представлены разнообразные формы художественной активности: от живописи и графики до фотографии и видеоарта. А главное событие недели – выставка русскомузейных пастелей в Михайловском замке, первая за все 110 лет существования музея.

Воспоминания о главном

15 декабря в галерее D137 стартовала выставка, завершающая не только год, но и целый этап жизни одного из ведущих городских центров актуального искусства: D137 переезжает и напоследок выставляет фотографии Елены Шайдоровой, которая давно дружит с галерейными художниками. На одних снимках Испания, пейзажи и портреты местных жителей, на других – знаковые фигуры, напоминающие о местных проектах.

D137 начинала в середине 1990-х выставками митьков и разных нонконформистов, а вскоре нашла свою нишу в лице Тимура Новикова и выходцев из его «Новой Академии», связанных с неоклассицизмом, но ушедших в других направлениях. В последние годы галерея привозила ряд актуальных московских художников, искала новые имена, а также активно продвигала петербургских деятелей в столице и Европе. Эти персонажи, а также другие интересные личности составляют фотолетопись Шайдоровой: мастер перевоплощений Владислав Мамышев-Монро, экс-барабанщик «Кино» и живописец моряков-атлетов Георгий Гурьянов, британская альтернативная певица Пи Джей Харви, голландский кинорежиссер мрачного романтизма Йос Стеллинг. Выставка называется «Стоп-кадр», и организаторы видят здесь указание на переезд галереи – остановка для переосмысления настоящего и начало движения в будущее.

Художница поневоле

С 15 декабря галерея «Борей» показывает графику Анны Флоренской, представительницы славного клана петербургских художников. Когда все вокруг рисуют: родители, их друзья, муж, брат с женой (яркие личности митьковской общины Александр и Ольга Флоренские), наверное, трудно удержаться от соблазна. Рисунки выходят сами собой, как бы детские и наивные, населенные людьми-куклами и игрушечными зверями, собачками и зайчиками в одинаковых позах, глядящими друг на друга или в одну сторону – простодушный девичий примитивизм. Фигурки, столы, стулья, деревья, домики в стиле наскальных изображений заполняют собой все пространство, а в свободных местах вырастают многозначительные тексты на русском и английском. Точные даты в уголках напоминают подростковый дневник: «2.VII.2009 ночь». И название выставки звучит по-детски: «Люди и звери в моем интерьере». Иногда просвечивает колючая ирония, как в портрете волка в образе ренессансного щеголя со шпагой и подобием куницы на изящно скрещенных передних лапах, но в целом это очень уютный мир, в который так и хочется поверить под Рождество. Еще бы: и волки сыты, и зайцы целы.



Рисунки с подсветкой

17 декабря Русский музей впервые за свою историю выставляет рисунки в технике пастели – с XVIII по ХХ века. Это искусство привезли в Россию иностранные мастера: с их портретов напудренных дворянок в париках и романтических красавиц в легких ампирных платьях и начинается экспозиция. Местные художники быстро оценили возможности пастели в изображении лиц и одежды – мягкие цветные карандаши позволяли передать матовую кожу, уютные ткани, а светлый тон основы (бумаги, пергамента, холста) создавал ощущение свечения изнутри. Правда, возни с пастелью было немало: чтобы рисунок не осыпался, приходилось втирать штрихи пальцами в шероховатую поверхность, применять специальные щеточки и растушки и хранить работы только под стеклом. Многие художники и коллекционеры изобретали фиксирующие вещества, но все они меняли цвет рисунка и лишали его легкости и светоносности – важнейших качеств, которые и привлекали живописцев. Ведущие отечественные мастера пастели: бытописец Алексей Венецианов, художник народной стихии Борис Кустодиев, салонный певец женской красоты Константин Маковский, пейзажисты Исаак Левитан и Мстислав Добужинский. Выставка включает также ряд работ современных художников, работающих в этой технике. Искусство пастели очень хрупкое и нежное, для произведений опасны изменения температурного режима, чрезмерная сухость или влажность воздуха, любые перемещения. Тем более странно, что Русский музей не нашел залов для этой драгоценной выставки и отправил ее в Михайловский замок.

Б.М.Кустодиев. Дети в маскарадных костюмах. 1909Б.М.Кустодиев. Дети в маскарадных костюмах. 1909
Б.М.Кустодиев. Дети в маскарадных костюмах. 1909
З.Е.Серебрякова. Торс. 1930З.Е.Серебрякова. Торс. 1930
З.Е.Серебрякова. Торс. 1930



Пароли мегаполиса

17 декабря галерея «Глобус» представляет проект московского художника-граффитиста Валерия Чтака «Боб ненавидел всех». Холсты свинцового цвета покрыты потеками краски, словно скрывающими предыдущие послания, а поверх них вырисовываются цифры, фразы на разных языках – от английского и французского до иврита и сербского, контуры компьютеров, телефонов, скейтов, кроссовок – узлы и сгустки информации, ребусы жизни мегаполиса, которые могут разгадать только их адресаты. Язык как способ шифровки, граффити как послание для своих – это нужно, чтобы противостоять враждебной реальности. Выставка Чтака – один из первых проектов новых кураторов лофта «Этажи»: Анастасии Шавлоховой, руководителя арт-группы «Непокоренные», и Алисы Прудниковой, набравшейся опыта в екатеринбургском Центре современного искусства.

Строители видеомостов

19 декабря лофт-проект «Этажи» презентует крупную выставку современного российского видеоарта «Относительные связи», где будут размещены работы двадцати художников на тему взаимодействия личности и общества, искусства и реальности, прошлого и настоящего. Связи межмолекулярные, языковые, социальные, интернет, с одной стороны, – и шизофрения-паранойя, отвергающие эту систему и создающие свои структуры, с другой. Кураторы Анастасия Шавлохова и Виктория Илюшкина предполагают, что связи могут складываться в некий надличностный организм, невидимый, но очень мощный, и выражают эту мысль в строении экспозиции: здесь принципиально нет разделов или «стрелок», направляющих зрителя, каждый волен сам выбирать маршрут и искать свою логику и точки соприкосновения проектов. Видеоарт и без того дело жутковатое, а оказаться под одновременным воздействием множества большеэкранных, притягивающих взгляд, агрессивных движущихся картинок – рискованный эксперимент над собственным организмом.



Работники лопаты и фотоаппарата

19 декабря в Государственном центре фотографии РОСФОТО открывается выставка «Фотография и археология», посвященная 150-летию Императорской археологической комиссии. Учрежденная Александром II, комиссия сначала занималась раскопками в окрестностях Керчи, где в курганах были найдены роскошные захоронения с предметами скифско-эллинской культуры, затем работала на Дону, в Сибири, в Средней Азии. Благодаря ее деятельности Эрмитаж обладает уникальной коллекцией скифских и античных древностей, а также кавказской бронзы. РОСФОТО показывает около 200 снимков из сотни тысяч отпечатков и негативов, сделанных фотографами комиссии в ходе экспедиций и раскопок или купленных у сторонних авторов, а сегодня хранящихся в Институте истории материальной культуры. Стены древних крепостей еще не знали нашествий стад туристов, села не видели автомобилей и индустриализации, церкви не пережили военных катастроф ХХ века, раскопки велись одними лопатами, а устроители выставок археологической комиссии не подозревали о научной организации экспозиций по хронологии и месту находки – вещи разделены по материалам (металл, керамика, украшения), а аннотаций не видно.

Это наш город. А это – не наш

С 20 декабря галерея «100 своих» приглашает на выставку Татьяны Яссиевич «Уличная история». Это живописные и акварельные виды Петербурга, Берлина, Амстердама, прежде всего публичных мест, рассчитанных на скопления людей: вокзалы, платформы метро, кафе, городские магистрали, площади. У Яссиевич они пусты, и крупные формы зданий воспринимаются сами по себе, как грандиозная или, наоборот, неожиданно камерная архитектура: голландский вокзал, вероятно, в городе Бреда, подавляет объемом зала, тогда как родной Витебский выглядит как уютный кружевной дворец. Акварели иллюстрируют жизнь городов в последние десятилетия: перестроечный Петербург узнается по осиным гнездам киосков, современный – по супермаркетам, стройкам, рекламным растяжкам «Кухни там, диваны тут».

Художнице удается совместить минимализм и декоративность в изображениях бытовых предметов и металлоконструкций – весов на рынке, мостов и вокзальных опор. Главная картина выставки – вид берлинского моста Бёзебрюкке, где 20 лет назад начала рушиться Берлинская стена; благодаря этому событию художница в 1990 году смогла уехать через Германию в Нидерланды и так и живет сегодня на три страны.

Вид берлинского моста БёзебрюккеВид берлинского моста Бёзебрюкке
Вид берлинского моста Бёзебрюкке



Ольга Лузина
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5