В силу уже десятилетней традиции, Площадь искусств в декабре становится точкой притяжения для всех меломанов Петербурга — разумеется, благодаря одноимённому фестивалю. Чем ближе Рождество и Новый год, тем больше поющих горожан — правда, пока не на улицах, а в концертных залах. Зато — на любой вкус: от музыки английского Возрождения до венской оперетты и русского классического романса. «Музыка не для всех» в жизни города на сей раз представлена именем Галины Уствольской и двумя блестящими исполнителями: Наталией Гутман и Алексеем Любимовым.
Все на площадь!
Важнейшим из музыкальных событий Петербурга в декабре, конечно, остаётся десятый фестиваль «Площадь искусств», который откроется 14 декабря: художественный руководитель фестиваля, маэстро Юрий Темирканов выступит во главе филармонического Заслуженного коллектива России с программой из произведений Рахманинова: прозвучат Симфонические танцы и Концерт для фортепиано с оркестром №3. Солист — знаменитый американский пианист, впервые выступающий в России — Гаррик Ольссон.
Вообще, юбилейный фестиваль представит петербургским меломанам настоящий парад оркестров: за десять дней перед публикой выступят семь различных симфонических коллективов. Помимо ЗКР академического симфонического оркестра филармонии здесь также выступят: Уральский симфонический оркестр со своим главным дирижером Дмитрием Лиссом и солистом Борисом Березовским, Академический симфонический оркестр филармонии с Александром Дмитриевым, оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым, симфонический оркестр «Новая Россия» Юрия Башмета и камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова. Завершит фестиваль выступление Российского Национального оркестра, возглавляемого Михаилом Плетневым. Музыканты выступят с интересной программой, в которую помимо прочего вошла сюита из балета «Лебединое озеро» Чайковского, оркестрованная Михаилом Плетневым специально для своего оркестра.
15 декабря Гаррик Ольссон в рамках фестиваля выступит также и с сольным концертом в Малом зале филармонии. В его исполнении прозвучат сонаты Бетховена, Листа, Скрябина, а также сочинения Шопена.
16 декабря Академический симфонический оркестр филармонии под управлением своего бессменного руководителя Александра Дмитриева (который в нынешнем сезоне отметит свой юбилей) выступит со следующей программой: Дворжак — Концерт для виолончели с оркестром, Равель — Благородные и сентиментальные вальсы и хореографическая поэма Вальс. Солист — молодой немецкий виолончелист Леонард Эльшенбройх.
18 декабря в рамках фестиваля Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса сыграет Симфонию «Манфред» и Второй концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. Солист — Борис Березовский. Уральский академический филармонический оркестр имеет устойчивую репутацию одного из ведущих российских оркестров. Коллектив выступал на крупнейших сценах мира: «Плейель» (Париж), Международный Токийский Форум, «Виктория-Холл» (Женева), Тонхалле (Цюрих). Осенью 2009 года этот оркестр открыл 74-й концертный сезон. В разные годы коллектив возглавляли Валентин Кожин, Андрей Чистяков, Андрей Борейко. С 1995 года им руководит Дмитрий Лисс. Каждый сезон коллектив представляет свыше 70 программ и проводит более 100 концертов в филармонии и в восьми филиалах концертного зала в Свердловской области.
Пианист Борис Березовский учился в Московской консерватории. После дебюта 19-летнего пианиста в лондонском «Wigmore Hall» в 1988 году газета «Таймс» охарактеризовала его как «исключительно многообещающего артиста, исполнителя ослепительной виртуозности огромной силы».
17 декабря Борис Березовский также даст сольный концерт в Малом зале Филармонии, где исполнит Гольдберг-вариации Баха и Ludus tonalis Хиндемита.
Петербург — город поющий
Поклонники крепкого, но сухого и потрескивающего, как дрова в камине, баритона Алексея Маркова (не только вокально, но даже внешне похожего на молодого Сергея Лейферкуса), могут услышать в его исполнении романсы Глинки, Даргомыжского, Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина, Рубинштейна, Чайковского и Рахманинова, если 12 декабря вечером отправятся в Малый зал филармонии.
Там же на следующий день — 13 декабря — будут петь лауреаты вокального конкурса «Три века классического романса» в сопровождении Государственного русского концертного оркестра под управлением Владимира Попова.
Не смолкнет пение в Малом зале и в понедельник, 14 декабря: вечером с концертом русского романса выступит народный артист России, бас Сергей Алексашкин. Партия фортепиано – Анатолий Кузнецов.
16 декабря в Малом зале опять споют — правда, теноры, но зато вдвоём: Андрей Немзер и Борис Степанов будут петь, а барочный ансамбль «The pocket symphony» под управлением Назара Кожухаря — играть различные произведения Пёрселла, Локка, Блоу, Дженкинса и Холборна.
В этот же день, 16 декабря, будут петь и в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» — но не музыку английского Возрождения, а венскую оперетту. Гала-концерт пройдёт на основной сцене театра.
18 декабря солист Мариинского театра, народный артист России Виктор Черноморцев будет петь в академической Капелле. В программе камерно-вокальной музыки будут представлены не только русские романсы (Глинка, Чайковский, Рахманинов и Танеев) в обработках для голоса, виолончели и фортепиано, но и шедевр Глинки — «Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы „Сомнамбула“ Беллини», а также редко исполняемый фортепианный квартет Танеева.
В концерте примет участие камерный ансамбль, в состав которого вошли лауреаты международных конкурсов Наталия Байкова и Алиса Брацлавская, артисты Заслуженного коллектива Симфонического оркестра Филармонии им. Шостаковича Алексей Коптев, Александр Рихтер, Никита Новосельский и Ростислав Яковлев.
Музыка не для всех
Если же вам ближе музыка современная, сложная, «многоуровневая» — то в этот же вечер 18 декабря вы можете посетить Концертный зал Мариинки, где Шесть сонат для фортепиано и Большой дуэт для виолончели и фортепиано Галины Уствольской прозвучат в исполнении виолончелистки Наталии Гутман и пианиста Алексея Любимова, а также пианистов Ольги Пащенко, Ксении Семеновой, Владимира Иванова, Алексея Гроца и Елизаветы Миллер.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру