Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» обрел реальные очертания. Министерство образования и науки России утвердило примерную программу нового для отечественных школ предмета. Эксперимент по его внедрению стартует уже в следующем году.
Межведомственный координационный совет при министерстве образования на заседании, прошедшем 7 декабря, утвердил структуру комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». «Это абсолютно светский предмет, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики, - отметил председательствующий на заседании министр образования и науки Андрей Фурсенко. - Задача, которая стоит перед ним, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живём в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».
Как и предполагалось, предмет будет разделен на 6 модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Каждый из них представлен на выбор родителям, а детей разделят на группы. «Курс будет состоять из четырёх блоков, причём блоки 1 и 4, посвящённые патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу, будут проводиться для всего класса вместе», - сообщила Марианна Шахнович, координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса, заведующая кафедрой философии религии СПбГУ.
Весь курс дети должны будут освоить в два этапа — в последней четверти 4 класса и первой 5 класса. Общая продолжительность занятий — 34 часа. Начнут школьники с общей темы: «Россия — наша Родина». О том, что будут представлять из себя основы православной культуры, диакон Андрей Кураев, курирующий разработку учебника, уже писал в своем блоге. Теперь же стало известно, что станут преподавать детям, выбравшим другие модули.
Так, основы других религиозных культур включат в себя введение, учения и жизнеописание пророка Мухаммада и Будды и изучение священных текстов. После завершения первой части курса, дети, например, узнают об обязанностях мусульман, буддийской картине мира, добре и зле, месте храма в жизни иудея, мусульманском летосчислении.
Вторая часть «Основ религиозных культур и светской этики» предполагается несколько сложнее. Здесь представлены не просто общие основы, а изучение символов и таинств религии, нравственных ценностей, святынь, традиций.
Основы мировых религиозных культур представляют из себя фактически историю религий — от древнейших до современных. Что касается светской этики, то дети узнают: о культуре, семейных ценностях, государстве и морали гражданина, порядочности и интеллигентности, а также о патриотизме.
Любопытен последний блок, который, как и первый, дети будут изучать не в подгруппах, а вместе. Школьников попросят выполнить сразу несколько творческих работ. В том числе презентацию проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». Выступать можно будет поодиночке и в коллективе, разрешат даже пригласить родителей. При этом защищать свои работы ученики будут... накануне Праздника народного единства.
Со следующего года новый предмет будет введен в качестве эксперимента. Отметим, что помимо средств на выпуск учебников, государство потратится и на переобучение учителей. Оно начнется с января 2010 года. Если эксперимент признают удачным, «Основы религиозных культур и светской этики» войдут в обязательную школьную программу по всей России в 2012 году.
Для справки: Петербург не вошел в число регионов, в которых пройдет эксперимент.
Апробировать новый курс будут в: Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Удмуртии, Чечне, Чувашии, Камчатском, Красноярском, Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях и Еврейской автономной области.
Марина Зеленая, Фонтанка.ру