Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры Юбилей Алисы Фрейндлих: Боже, храни королеву (фото)

Юбилей Алисы Фрейндлих: Боже, храни королеву (фото)

3 941

Сегодня отмечает юбилей великая русская актриса Алиса Бруновна Фрейндлих. Как водится, в рабочем режиме. В 19 часов она выйдет на сцену БДТ, чтобы сыграть провинциального Наполеона в юбке – Марью Александровну Москалеву в спектакле «Дядюшкин сон». У Фрейндлих, кажется, есть все возможные звания и награды. Но народная артистка СССР продолжает удивлять зрителей, опрокидывая расхожие представления о ее таланте и об актерской профессии в целом.

В 2000 году ей дали «Золотую маску» в почетной номинации «За честь и достоинство». Получать ее актрисе было неловко – эта награда вручается людям театра по совокупности былых заслуг, внеконкурсно. А Фрейндлих, как показал опыт, к прошлому относится не как к музею собственной жизни, где можно предаваться ностальгическим воспоминаниям, утирая слезы кружевным платочком, а как к источнику вдохновения, благодатной почве для новых свершений. Спустя четыре года актриса по случаю предыдущей круглой даты вышла на подмостки Театра им. Ленсовета, которые знают всё о ее триумфе, и сыграла не вдовствующую королеву и не тетушку в чепце, а мальчика, практически двойника ее гениального Малыша из «Малыша и Карлсона» Норы Райхштейн 1969 года выпуска. Больной лейкемией Оскар в моноспектакле актрисы «Оскар и Розовая Дама» (2004) выглядел таким же беззащитно-интеллигентным, как герой Астрид Линдгрен, но противница у него была посерьезней домомучительницы Фрекен Бок. Зато и помощница была что надо: вторая героиня Фрейндлих, сиделка-волонтер, затевала войну со смертью и выигрывала, каким бы слезным и мучительным не выглядел финал пьесы Эрика-Эммануэля Шмитта.
Надо быть действительно колоссальной актрисой, чтобы легко и естественно сыграть ребенка в том возрасте, когда абсолютное большинство актрис играет уже только матрон.

За моноспектакль «Оскар и Розовая дама» Алиса Фрейндлих получила уже правильную «Золотую маску»: «За лучшую женскую роль». Как раз этот спектакль по воле судьбы превратился в талисман традиционных «Дней петербургского театра» в европейских столицах. Маленькая Фрейндлих в сером спортивной костюмчике, ловко ныряющая из образа ребенка в образ пожилой женщины, сохранившей непосредственность взгляда на мир, россиянами-эмигрантами воспринимается как символ города, его генетической культуры, его рациональной, но одухотворенной гармонии. Сцена буквально устилается цветами – причем люди выстраиваются в очередь, чтобы вручить Фрейндлих букеты лично, дотронуться до… да, пожалуй, что и до чуда: чуда вечной молодости и пределов не ведающего таланта.

…В 1962 году совсем молодую Алису Игорь Петрович Владимиров, режиссер и супруг, увел за собой из Театра им. Комиссаржевской в Театр им. Ленсовета. С этого момента в Ленинграде появился театр, в котором безраздельно царствовала героиня уникальных качеств: воплощенная и всепроникающая женственность с непременной благородной, почти царственной пластикой и интонациями удивительно сочеталась у Фрейндлих с детской, никаких доказательств не требующей верой в возможность любви, совершенства, счастливого исхода, вопреки любым обстоятельствам. Малыш в глубине любого образа добивался сочувствия для чего угодно: от дурного характера шекспировской Катарины до бессилия Катерины Ивановны из «Преступления и наказания».

…В середине 80-х Алиса Бруновна ушла из Театра им. Ленсовета в БДТ. В этом театре ансамбля, кропотливо создаваемого Товстоноговым, ей, конечно же, не было предоставлено монархического положения, ей не было позволено стать камертоном той невозможной романтической искренности и гипнотической женственности, от которой отталкивалось бы действие. В позднетовстоноговском остросоциальном БДТ, как и в рационально-философском БДТ Темура Чхеидзе Алисе Фрейндлих всегда определялось четкое место и ограниченный набор красок, необходимых для того, чтобы не разрушить образ спектакля, важный постановщику. А полная свобода предоставлялась актрисе (и предоставляется по сей день) только в спектаклях с серьезными режиссерскими проблемами. Впрочем, Георгий Александрович Товстоногов, будем справедливыми, один раз все же дал Фрейндлих возможность использовать ресурсы по максимуму – в «Этом пылком влюбленном», где в партнерах у актрисы, способной парить над сценой, оказался такой же великолепный летун Владислав Стржельчик.

БДТ Фрейндлих не покинула до сих пор, и то, что она делает этой на сцене – скажем, в роли Шута Фесте в «Двенадцатой ночи» или в образе Джин Хортон в «Квартете», – внушает благоговение. Но пять лет назад Алиса Фрейндлих при помощи режиссера Владислава Пази нашла возможность не просто совершить головокружительный перелет с одного берега Фонтанки на другой, но найти ту роль, которая позволяет бесконечно длить парение в одной ей ведомых облаках. Образы Оскара и Розовой дамы, перетекая из одного в другой, образуют нечто вроде знака инь-ян, символа космического равновесия. В них можно погружаться и совершенствоваться бесконечно, как делают артисты японского театра но, играющие единственную роль от юности до ухода. В русском психологическом театре такое практически невозможно. И то, что такое случилось с Алисой Фрейндлих, означает – прав был гениальный английский режиссер-новатор Эдвард Гордон Крэг, утверждавший: «Бог безжалостен к слабакам, но он хранит королей».

Жанна Зарецкая
Фонтанка.ру

Фотогалерея "Фонтанки"

Роли А.Б. Фрейндлих в Театре им. Ленсовета

1962 Элиза Дулитл, «Пигмалион» Б.Шоу, постановка И.П. Владимирова
1964 Джульетта, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, постановка И.П. Владимирова
1965 Лика, «Мой бедный Марат» А. Арбузова, постановка И.П. Владимирова
1966 Селия Пичем, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, постановка И.П. Владимирова
1969 Малыш, «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» С. Прокофьева по повести А. Линдгрен, постановка Н.А. Райхштейн
1970 Катарина, «Укрощение строптивой» У. Шекспира, постановка И.П. Владимирова
1971 Катерина Ивановна, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, постановка И.П. Владимирова
1973 Альдонса, «Дульсинея Тобосская» А. Володина, постановка И.П. Владимирова
1974 Мария-Антуанетта, «Люди и страсти» (сценарий И. Владимирова по произведениям немецких классиков), постановка И.П. Владимирова
1976 Марта, «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, постановка И.П. Владимирова
1978 Раневская, «Вишневый сад» А. Чехова, постановка И.П. Владимирова

Роли А.Б. Фрейндлих в Большом драматическом театре

1984 Глафира, «Волки и овцы» А. Островского, постановка Г.А. Товстоногова
1985 «Этот пылкий влюбленный» Н. Саймона, постановка Г.А. Товстоногова
1986 Ванда Кёпеци, «Барменша из дискотеки» Ю. Андреева, постановка В.М. Фильштинского
1987 Настя, «На дне» М. Горького, постановка Г.А. Товстоногова
1990 Леди Мильфорд, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, постановка Т.Н. Чхеидзе
1995 Леди Макбет, «Макбет» У. Шекспира, постановка Т.Н. Чхеидзе
1999 Хана Уоррен, Диана Николс, Милли Майклз, «Калифорнийская сюита» Н. Саймона, постановка Н.Н. Пинигина
2003 Шут Фесте, «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» У. Шекспира, постановка Г.И. Дитятковского
2005 Джин Хортон, «Квартет» Р. Харвуда, постановка Н.Н. Пинигина
2008 Марья Александровна Москалева, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, постановка Т.Н. Чхеидзе
2004 Оскар, Дама, «Оскар и Розовая Дама. Четырнадцать писем к Богу» Э.-Э. Шмитта, постановка В.Б. Пази. В Театре им. Ленсовета

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях