Герой Куценко выходит на тропу войны, забросив лечение от алкоголизма и грезы о писательской карьере. У эпопеи про Куценко - Антикиллера появился новый режиссер, и ее третья часть оказалась неожиданно добротной и обаятельной.
Первый «Антикиллер» занял место в истории отечественного кино прежде всего как амбициозная попытка победить отечественный же кинопрокат. На тот момент практически отсутствовавший. Несмотря на все свои многочисленные недостатки, фильм перепрыгнул в прокате магическую планку одного миллиона долларов, хотя шел всего в 42 копиях. Модные монтажные приемы и саундтрек, комиксовые герои, смачно зачитанная на фоне полыхающего советского флага милицейская присяга и несколько хитовых фразочек, вброшенных с экрана в жизнь, – вот чем остался первый «Антикиллер» в сердцах зрителей. Не «Брат», конечно, и не «Бумер», но вполне себе достойное кино.
Случившееся два года спустя продолжение фильма уже зафиксировало все болезни роста нашей киноиндустрии. Ни минуты без продакт-плейсмента, болезненный ура-патриотический пафос вкупе с бравурной глупостью сюжета на горячую тему: суровый милиционер Лис (Гоша Куценко), объединившись с ворьем, боролся против общего врага – чеченского террора, который олицетворял крашенный в брюнета Алексей Серебряков. Занятно, что третья часть выходит именно сейчас, когда разочарованный в местном производителе зритель старается избегать залов, где крутят отечественное, а постановочный бум сменился апатией и рецессией.
«Антикиллер Д.К.» – и результат этой хандры, и средство от нее. Он снят на весьма скромные деньги группой отчаянных единомышленников. И по аналогии с названием второго фильма «Антикиллер: Антитеррор» его стоило бы назвать «Антикиллер: Антикризис». На этот фильм стоит сходить, чтобы убедиться, что не так страшен черт российского кинематографа, как его малюют. Даже наша перегретая деньгами индустрия может подарить зрителю что-то, кроме пафосных рекламных роликов и обещаний победить Голливуд в самые сжатые сроки. Просто фильм, просто боевик, просто шутку, просто симпатичного героя.
Третий «Антикиллер» начинается с того, что банкир, знакомый нам еще по первому фильму (Михаил Ефремов), вытаскивает бывшего мента Коренева по прозвищу Лис из психушки, где тот лечится от алкоголизма. Причина для прерывания терапии проста: у дверей банка взорвана бомба, а на серверы проник непонятный вирус, умыкнувший хранившийся на счетах воровской общак, за которым смотрит старый знакомый Лиса, законник Колган. Крепко сидящий на транквилизаторах и подумывающий о карьере беллетриста мент отправляется на поиски денег вместе с соблазнительной Катей, которая, несмотря на внешние данные, оказывается финансовым директором ограбленного банка.
Собственно, сила третьего «Антикиллера» не в сюжете, хотя он и оставляет самое приятное впечатление. Стройный, внятный, где надо непредсказуемый. По крайней мере, вопросов к мотивациям героев и причинам их поступков во время просмотра не возникает. И все же, главное достижение авторов фильма, как кажется, важнее сюжетной вменяемости – продюсер Юсуп Бахшиев и малоизвестный пока режиссер Эльдар Салаватов сумели добиться легкости интонации, ощущения совершенной непретенциозности происходящего на экране, присущей сейчас разве что азиатским боевикам. Это кино, которое не хочет никого победить или научить, но которое сделано с любовью к своим героям.
Артист Куценко, наблюдать которого на экране в последние годы было решительно невозможно, вдруг как-то подобрался и стал вызывать симпатию. Помятый, с прищуром и ухмылкой, смешно бубнящий под нос – ну чем не герой боевика? Он совершает свои нехитрые подвиги в затрапезных трениках и тельнике, пьет водку из горла, а в туалете может устроить такое, что Брюс Уиллис обзавидуется. Пожалуй, со времен первой «Мама, не горюй» Куценко не был на экране так харизматичен. Впрочем, комплименты можно адресовать не только первой скрипке, но и всему актерскому составу. В особенности исполнителям второстепенных и эпизодических ролей. Иван Бортник и Юсуп Бахшиев, Вячеслав Разбегаев и Сергей Векслер – видно, насколько этим людям нравится играть в игру под названием «Антикиллер». Королями эпизода показывают себя кинокритик Станислав Ф. Ростоцкий в роли банковского хакера и Станислав Любшин в роли гробовщика Папы. Уморительна парочка киллеров-бородачей, похожих то ли на эксцентричного художника Олега Кулика, то ли на православных хоругвеносцев.
Редко увидишь в наших фильмах такую любовь к незначительным, на первый взгляд, деталям. По крайней мере, снимавшего первые две части цикла Егора Кончаловского упрекнуть в ней было сложно. И тут мы подходим к самой главной и самой приятной новости, связанной с третьим «Антикиллером». Этот фильм свидетельствует, что на безрыбье русского жанрового кинематографа появился еще один режиссер, который может сделать крепкое внятное кино без претензии на высокое искусство. Кино выходного дня. Имя этого человека – Эльдар Салаватов, и, что еще приятней, он уже доделывает свой следующий опус по мотивам истории финансовой пирамиды «МММ».
Василий Степанов
Фонтанка.ру