На следующий день после катастрофы «Невского экспресса» еще не было и не могло быть толковых композиционных портретов подозреваемых: поиск и опрос возможных свидетелей только начались. Но министр Нургалиев во всеуслышание описал возможного подрывника: среднего роста, крепкий, рыжий. Под это описание идеально подходит человек, который после гибели Басаева стал считаться российским террористом №1, - Павел Косолапов.
С 2004 года его связывают с каждым терактом в Центральной России. В деле о первом подрыве «Невского экспресса» неуловимый Косолапов тоже фигурирует. «Тайный советник» решил сравнить теракты, к которым считают причастным этого «русского Бен Ладена».
Офицер-недоучка
Павел Павлович Косолапов родился в 1980 году в деревне под Волгоградом. В конце 1990-х поступил в Ростовское военное училище. Но не доучился: его отчислили, поймав на краже денег у однокурсника. Вернувшись в свою деревню, он сдружился с выходцами из Чечни. И вместе с ними уехал на Северный Кавказ. Там принял ислам, мусульманское имя Мохаммад и примкнул к сепаратистам.
Начальное военное образование позволило новообращенному мусульманину сразу хорошо зарекомендовать себя среди радикальных единоверцев. Арабские наемники Абу-Дзейд и Марван, которые заправляли в лагере боевиков на территории Ингушетии, приблизили его к себе и помогли познакомиться с самим Басаевым. Тот быстро сообразил, чем могут быть полезны славянская внешность и навыки военного-недоучки Мохаммада Косолапова. В 2003 году после обучения минно-взрывному делу он, по данным следствия, был направлен в Центральную Россию для организации терактов.
По одной из версий, первую акцию Косолапов провел еще по пути в Москву. В декабре 2003 года возле Ессентуков при взрыве в вагоне электрички Кисловодск - Минводы погибли 42 человека, еще 177 были ранены. Взрывное устройство на основе пластита было привязано к ногам террориста-смертника. Косолапов сдал экзамен как организатор терактов.
Любимые часы
В пятницу, 6 февраля 2004 года, прогремел взрыв в поезде московского метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Погиб 41 человек. И опять действовал смертник, который стал 42-м. Взрывное устройство мощностью 4 килограмма тротила было начинено металлическими болтами и гайками. В этом была специфика того теракта. В замкнутом пространстве вагона тяжелые болты и гайки были идеальным поражающим элементом. Но в тоннеле метро сложно заложить взрывчатку заранее (как минимум из-за короткого интервала между поездами) и невозможно привести устройство в действие дистанционно. Поэтому и действовал смертник. Его личность была установлена: Анзор Ижаев, житель Карачаево-Черкесии, обучался минно-взрывному делу в лагерях боевиков на территории Ингушетии. Позже будут задержаны (а в феврале 2007-го приговорены к пожизненному заключению) другие исполнители этого теракта, и один из них назовет организатора: Павел Косолапов. Но к этому времени имя русского мусульманина будет уже известно спецслужбам слишком хорошо.
Cпустя две недели после трагедии в московском метро - в 8.50 утра 18 февраля 2004 года - был взорван газопровод в Раменском районе Подмосковья. Несколько городов и поселков остались без газа. Взрывчатка мощностью 200 граммов тротила была заложена в трех местах и представляла собой устройство на основе гранаты РПГ-7, смонтированной с пластиковой бутылкой и проводами, соединенными с батарейкой «Дюраселл». В качестве замедлителя использовались часы «Касио». Третье устройство не успело сработать: часы были заведены на 10.57, к этому времен окрестности уже были прочесаны и его нашли. Если бы террористы не просчитались со временем и третий взрывпакет тоже повредил газопровод, то могла прекратиться подача газа в Москву. Дело было, повторим, в феврале.
Через месяц, 18 марта того же года, взрывчатка сработала на линии электропередачи вдоль Симферопольского шоссе и повредила четыре опоры ЛЭП. По счастью, только повредила, поэтому подача электричества не прекратилась. Как установили эксперты, взрывное устройство мощностью 400 граммов тротила было собрано на базе боеприпасов для гранатомета.
А 23 марта взрывпакет нашли на газопроводе под Торжком в Тверской области. Замедлитель был смонтирован на картонке с помощью часов «Касио», транзисторов типа А733Р и TIP 122. После этой акции спецслужбы и узнали о человеке по имени Павел Косолапов. Среднего роста, крепком и рыжем. Расследуя череду терактов, сыщики вышли на съемную квартиру по адресу: Подмосковье, Люберцы-3, дом 52. При обыске там были найдены: два десятка гранат, в том числе РПГ-7, запалы и взрыватели, скрутки электропроводов, подсоединенных к батарейкам «Крона», батарейки «Дюраселл», транзисторы типа А733Р и TIP 122, боеприпасы для гранатомета, а также 18 наручных часов марки «Касио».
В той же квартире остались и другие вещи жильцов, которые, видимо, рассчитывали вернуться. В том числе, документы на имя Косолапова Павла Павловича. Риелтор подтвердил: да, именно этому человеку он сдавал квартиру.
Напомним: составляющие арсенала, найденного в Люберцах, были уже знакомы сыщикам по московскому метро и по взрывам в области. И потом они встретятся им не раз. А часы «Касио» вообще станут «фирменным знаком» террориста.
После провала люберецкой квартиры Косолапов, видимо, из Москвы уехал. Следующий взрыв, причастным к которому его считают, прогремел на вещевом рынке в Самаре. Погибли 11 человек. Устройство на основе пластита было привязано к контейнеру, стоявшему у железобетонной ограды рынка. В действие оно приводилось с помощью бикфордова шнура. Возможно, эту конструкцию Косолапов использовал отчасти и потому, что его другие «домашние заготовки» остались в Люберцах.
Потом были автобусные остановки в Воронеже: одну подорвали с помощью бомбы, начиненной болтами и гайками и заложенной в урну, в другом случае взрывпакет бросили в микроавтобус с людьми. Эксперты говорили, что оба устройства были идентичны тем, которые убили людей в московском метро.
Плевок в лицо государству
Из материалов уголовного дела о подрыве «Невского экспресса» в 2007 году: «…Взрывное устройство, примененное при подрыве № 166 «Невский экспресс» сообщением Москва - Санкт-Петербург, и взрывное устройство, обнаруженное на месте залегания третьей нитки газопровода Ухта - Торжок в Торжокском районе… имеют различную конструкцию, однако сходны по основным элементам устройства приведения в действие. В конструкцию обоих взрывных устройств входили электронные часы марки Casio модели DB-36 с электронным ключом, смонтированным кустарным способом на куске картона. В качестве основных радиоэлементов в схеме тока использовались транзисторы типа А733Р и TIP 122, электролитический конденсатор емкостью 33 мкф, светодиод красного цвета, резисторы и диод…»
Так в конце 2007 года стало известно, что Косолапова вновь считают причастным к теракту в Центральной России. Не только найденные на месте взрыва элементы устройства, но и его хитроумность навели на след террориста № 1.
Взрывчатка была заложена под подошвой наружного рельса в 25 метрах от моста, с которого, по замыслу террористов, должен был рухнуть состав. В действие ее приводил датчик цели, замаскированный под искусственную ветку и установленный с наружной стороны рельса. Взрыв инициировал воздушный поток, идущий впереди поезда: под его действием датчик - искусственная ветка - наклонялся, адская машина «понимала», что цель приближается, и срабатывала. Замедлитель в том случае не использовался, взрыв происходил через доли секунды и должен был разворотить в первую очередь локомотив, который увлек бы за собой в пропасть весь состав. К счастью, поезд торопился и летел быстрее обычного, поэтому взрыв произошел уже за локомотивом, и тот протащил поезд через мост.
Тогда Косолапов заявил о себе оперативникам совершенно однозначно: в центре воронки были найдены часы «Касио». Причем в конструкции взрывпакета они не были нужны, там не использовался часовой замедлитель. Террорист просто напомнил о себе.
Теперь его связывают со вторым подрывом «Невского экспресса». Пока о механизме взрывного устройства, заложенного под поезд во второй раз, мы знаем немного: со слов представителей следствия известно, что его привели в действие с помощью замедлителя, сделанного «на основе штатного взрывателя ручной гранаты». Упрощенно говоря, локомотив, налетев на растяжку, выдернул чеку. В этом случае взрыв раздался бы через 4 - 6 секунд (время срабатывания взрывателя ручной гранаты) и пришелся бы как раз на те вагоны, которые больше всего пострадали. Но по основной версии, первым «подпрыгнул» локомотив. Поэтому о последней катастрофе еще слишком мало известно, чтобы утверждать, что это снова Косолапов.
Эксперты говорят, что главное в терактах - их повторяемость. Ведь мишенью снова был выбран «Невский экспресс», и взрыв произошел практически в одно и то же время (в первом случае в 21.38, во втором - в 21.37). Цель террористов - не только напугать, но и дать понять государству, насколько оно беспомощно против террора. Если правы те, кто связывает второе крушение «Невского экспресса» с первым и с личностью «русского Бен Ладена», то тут государству просто плюнули в лицо.
Ирина Тумакова,
«Известия», специально для «Тайного советника»
Читайте также в газете "Ваш Тайный Советник" от 7 декабря 2009 года.