Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Антон Губанков: Катальной горки на Дворцовой не будет

Антон Губанков: Катальной горки на Дворцовой не будет

693

Прошло больше года с тех пор, как комитет по культуре Петербурга возглавил Антон Губанков. Что изменилось в культурной жизни Северной столицы и каких сюрпризов еще стоит ожидать? Какая судьба ждет государственные учреждения? Когда вырастут зарплаты творческих работников? Антон Николаевич ответил на эти и многие другие вопросы читателей "Фонтанки".

- Антон Николаевич, сколько средств на сферу культуры предусмотрено в 2010 году - меньше или больше, чем в текущем? Какие крупные проекты удастся реализовать, что из-за кризиса приходится урезать?

- Наши бюджетные показатели очень позитивные. Несмотря на объективные экономические сложности, в 2010 году бюджет городской культуры не только не сократится, но даже увеличится. Если в 2009 году мы потратили 6,9 млрд рублей (без учета расходов по адресным инвестиционным программам), то в следующем эта цифра составит 7,2 млрд. Рост очевидный, на 300 миллионов. И это по нашим временам очень существенно. Подросло, например, финансирование новых театральных постановок: на 3 миллиона рублей, в целом по этому направлению расходы составили порядка 77 миллионов. Мы продолжаем оказывать существенную поддержку негосударственным театрам, выделяя ежегодную субсидию - 12 миллионов, и Петербург в этой части — практически единственный регион в России.

Кроме того, мы сохранили на должном уровне траты на проекты негосударственных организаций. Благодаря решительной и системной поддержке губернатора города, финансового блока правительства, выросла сумма на содержание музеев и библиотек. Кроме этого, грядет повышение заработной платы, как и у всех бюджетников. Стоит отметить, что бюджет культуры Петербурга за последние несколько лет вырос в разы. Безусловно, это свидетельствует о глубинном понимании городским правительством необходимости серьезных вложений в сферу. Не надо сбрасывать со счетов и внебюджетные источники финансирования – огромное количество проектов держится в том числе и за счет спонсорских средств.

- Волнения и споры возникают вокруг грядущего перевода бюджетных организаций в автономные учреждения. Что ждет культурные учреждения в будущем году?

- В АУ в 2010 году – по договоренности с руководством учреждений - переходят театр Музыкальной комедии, Мюзик-холл, Балет на льду и кинотеатр «Аврора». Разъяснительная работа с коллективами уже проведена. Отмечу, что переход на новую организационно-правовую форму не означает снятия нагрузки с городского бюджета. АУ сейчас воспринимается как более прогрессивное направление бюджетирования, которое позволит уйти от пресловутого 94-го ФЗ, вести более свободную хозяйственную деятельность и даже брать кредиты. После того, как будет принят федеральный закон, станет возможен выбор из трех форм учреждений: казенного, автономного и бюджетного учреждения нового типа. Выбор, собственно говоря, зависит от типа учреждения, от потенциала его состоятельности и возможности получать определенный уровень прибыли. Наша позиция остается прежней — никто никого насильно в АУ загонять не собирается. Но если будет принят федеральный закон, то мы его должны будем исполнять. И всем учреждениям с 2011 года придется определиться с организационно-правовой формой.

- С законом все понятно, а по вашему личному мнению, нужно ли кардинально менять структуру организаций?

- Если говорить о театрах, то мне кажется, что доброй половине их вполне подходит АУ. А если говорить о музеях, то здесь вопрос сложный: есть учреждения состоятельные - например, Исаакиевский собор или Музей истории города, которые могут самостоятельно зарабатывать. А есть маленькие, бедные музеи, которым такая организационно-правовая форма вряд ли подойдет. В таком случае можно остановиться либо на БУНТах, либо на казенных учреждениях. Казенные в этой цепочке — самые бесправные, достаточно сказать, что вся прибыль будет уходить в казну. К слову, комитет по культуре Санкт-Петербурга среди исполнительных органов государственной власти - один из лидеров по количеству подведомственных организаций, которых официально насчитывается 144. К тому же, мы лидеры и по специфике учреждений – от зоопарка до концертных организаций, от школ до ЦПКиО, от музеев до оркестров. Нужно все это учитывать. Поэтому решения в каждом случае должны приниматься очень взвешенно.

- Ожидается ли оптимизация численности подведомственных учреждений и сотрудников, другие меры экономии — отпуска «за свой счет», снятие надбавок и т.п.?

- У нас уже сокращено 854 ставки по отрасли. Это, прежде всего, вакантные ставки – кстати, их у нас около тысячи. Сейчас мы чуть ли не ежедневно просим руководителей учреждений экономить. Знаете, годы сравнительно безбедного существования некоторых весьма развратили и, конечно, наши действия, направленные на оптимизацию сети подведомственных учреждений, на сокращение накопленного жирка, воспринимаются не всегда адекватно. Но мы вынуждены уплотняться и ужиматься - тем более, когда есть где и куда.

- То есть?

- Если раньше я мог нормально относиться к просьбам профинансировать какой-нибудь проект на 10 миллионов рублей, то сейчас подобные обращения мне кажутся довольно странными. Тем не менее, поток таких служебных записок не иссякает. В принципе это свидетельствует о том, что «творцы» не чувствуют себя в кризисе и живут нормально. А если прибавить к этому достаточно хорошую посещаемость театров и музеев, которая не падает, а наоборот растет, может возникнуть ощущение благополучия. Но это «благополучие» дается потом и кровью, максимальным напряжением сил, болезненным перераспределением бюджетных средств в пользу культуры. И я, поверьте, вправе рассчитывать на менее инфантильное понимание бюджетной ситуации. Кстати, в некоторых учреждениях мы в следующем году даже увеличиваем штатное расписание. Мои коллеги по Смольному смотрят на это со смешанным чувством восторга и непонимания. Но народу станет больше в Институте культурных программ, библиотеке Маяковского, Молодежном театре на Фонтанке и театре «Буфф». В совокупности, в наше кризисное время это - чудо.

- Будет ли комитет и дальше выводить из-под бюджетного финансирования театры? А какие частные учреждения стоило бы взять под крыло города?

- Разгосударствление – это не механический процесс. С 2010 года мы выводим из этого статуса две организации. Но в то же время другие две стали государственными. Это - небольшой драматический театр Льва Эренбурга и театр Эстрады им. Аркадия Райкина, который возглавил Юрий Гальцев. Ну, а Мужской балет Валерия Михайловского и театр «Рок-опера» могут вполне благополучно существовать: при определенной государственной поддержке и в другой организационно-правовой форме - например, некоммерческого партнерства. К сожалению, руководители учреждений в этой ситуации ведут себя по-разному. Михайловский с пониманием относится к ситуации, и мы с ним вместе ищем оптимальный вариант взаимодействия на будущее. Руководитель театра «Рок-опера», в свою очередь, занимается инициированием возмущенных коллективных писем и никакой критики не признает. Вот, думаю, эту кипучую энергию направить бы на творческий поиск! Понимаете, в сфере культуры тоже есть понятие целесообразности. Государство должно понимать - ЗАЧЕМ оно содержит то или иное учреждение. Порой бывает, что формально театр есть, но как творческое образование, представляющее безусловный интерес, давно умер. Не скрою, сейчас в городе интересно работает несколько коллективов, которым мы бы с удовольствием присвоили статус государственных. Ротация подобного рода - нормальное дело.

- Один из читателей «Фонтанки» спросил, почему комитет по культуре активно поддерживает театр балета Бориса Эйфмана, в то время как артисты по полгода проводят в заграничных турне?

- Я прекрасно понимаю, зачем и на что мы здесь тратим деньги. На интересный балетный поиск. На рост интересных артистов, на рекламу Петербурга за пределами города и так далее… Мы воспринимаем этот балет как наше национальное достояние. Другое дело, что этот коллектив до сих пор не имеет своей площадки. Во многом, кстати, потому, что ему нужна сцена очень серьезного уровня. Поэтому я рад, что в 2010 году начнется строительство Академии танца Бориса Эйфмана на улице Лизы Чайкиной. Учебный год здесь начнется в 2011-м. Это будет уникальное учреждение образования, настоящая современная лаборатория балета. Кроме этого, известно о планах по строительству Дворца танца на набережной Европы. Первую скрипку, мы надеемся, там будет играть также Борис Яковлевич.

- Вас через нас спрашивают, зачем строить Александринку-2? В связи с тем, что Александринский театр — федеральное учреждение и комитету не подчиняется, какое личное мнение по этому вопросу. Вообще в целом возникает настороженность вокруг обилия вторых сцен – МДТ, Мариинка…

- Не понимаю этой настороженности. Большое количество сцен еще никому не повредило. Но случаи с Александринским театром и Малым драматическим — разные. Александринский театр - прекрасно обустроенная, отреставрированная площадка, одна из лучших в России. А то здание, где сейчас работает МДТ, фактически не приспособлено для театра такого уровня. Конечно, Льву Додину надо дать более широкие возможности для работы, современную сцену. Так что это будет, скорее, строительство первой нормальной по нынешним европейским меркам сцены, а не второй. С Мариинкой - тот же случай. В знаменитом здании на Театральной площади нет технических возможностей, которые удовлетворяли бы потребности творца такого уровня как Валерий Гергиев. Как мы можем допустить, чтобы наши национальные достояния, такие как Додин и Гергиев, не могли в России полностью реализовать себя? Ну, а на второй сцене Александринки сможет себя проявить прежде всего театральная молодежь. Делается принципиально иная площадка, единственная пока в России, у которой будут большие мультимедийные, экспериментальные возможности. Это своего рода уникальная театральная инновация, равной которой в мире нет. И слава Богу, что этим занимается Валерий Фокин - человек действительно современно и оригинально мыслящий.

- Читатели недоумевают, почему из бюджета финансируются театры, которые используют в спектаклях ненормативную лексику? Речь идет о нашумевшей постановке в театре "Приют Комедианта".

- Комитет по культуре, конечно, отвечает за репертуар государственных театров, но мы не занимаемся цензурой. Мы всегда призываем режиссеров быть максимально корректными. Все дело в чувстве меры. Если мат служит созданию художественного образа и без него ну никак нельзя обойтись, то это одно. Если же речь идет о намеренном эпатировании публики и дешевой рекламе, то это другое. В этом плане работа над спектаклем «Лето, которого мы не видели вовсе» в «Приюте Комедианта» показательна. На мой взгляд, в ряде сцен вполне можно было бы обойтись без ненормативной лексики. Диалоги были подкорректированы. В итоге, как мне кажется, постановка только выиграла. Что же касается ненормативной лексики в целом, то и во многих других театрах этого предостаточно. Я даже не говорю о «новой драме», просто театр - это во многом отражение жизни. В жизни мы тоже иногда ругаемся.

- Как развивается проект «культура шаговой доступности»?

- Весьма бурно. Кстати, мы ушли от словосочетания «культура шаговой доступности» и говорим о программе «Культура рядом», которая нацелена на повышение общего культурного уровня горожан. Всё, что мы делаем, не перечислить. Это и ставший уже всероссийским проект «Театральная неотложка», и работа наших учреждений в отдаленных районах, выставки, концерты, прекрасный проект «Купчинская среда». Кстати, на днях мы затеяли новую историю под названием «Сказка со звездой». Идея проста: в больницы, социальные дома приезжают популярные люди и читают. Сказку, просто стихи или прозу - в зависимости от возраста слушателей. Вот Юрий Гальцев совсем недавно читал для детей в больнице Марии Магдалины. Был просто фурор. В Петродворцовом районе только что открылся виртуальный филиал Русского музея. Есть принципиальные договоренности с книжной сетью «Буквоед» по организации своего рода мини-домов культуры. Сейчас почти в каждом «Буквоеде» действуют небольшие сценические площадки, где проходят концерты, встречи с писателями. Мы планируем вести работу по насыщению культурным контентом торговых сетей – и не только книжных! - более активно. Я скажу, может быть, на первый взгляд странную вещь - но продвижение культуры сейчас - наиважнейшая городская задача. Иначе мы никогда не сделаем город комфортным, чистым, безопасным.

- А развешивание копий картин на фасадах зданий способно повысить уровень культуры?

- Убежден, что нет. Этот проект, как ни прискорбно, - ошибка. Причем знаковая ошибка. Ибо здесь воспроизводится та же матрица поведения, что и у вандалов: что-то повесить или нарисовать в неположенном месте. То, что может действительно радовать петербургский глаз, так это элементарная чистота зданий, четкие и эстетически выверенные вывески, опрятные окна. Больше не нужно ничего. А фасады должны быть фасадами, музейные залы - музейными залами. Вот на день города мы сделали акцию «Путешествие картин», возили копии полотен Эрмитажа в сопровождении живой джазовой музыки по отдаленным городским районам. Здесь есть смысл, движение… Недавно посмотрел восторженный телевизионный репортаж о том, как жильцы одного из петербургских домов расписали свою парадную. Стены были неприглядные, серенькие, а теперь заходишь — синие птицы, олени, хохлома.... Все это подается как замечательная бытовая история, своего рода позитивный пример. Но ведь для такого города, как Санкт-Петербург, подобное - тихий ужас. И никакое не достижение. Речь даже не о безвкусице, речь идет о том, чтобы позитивную энергию людей направить не на суррогат улучшения жизни, а на реальное ее улучшение. Нужно просто хороший, нормальный ремонт сделать, освещение. И не сорить. А для настенной живописи есть другие, более подходящие, места.

- Когда планируется принять закон Петербурга "О библиотечном деле в Санкт-Петербурге"? Какие меры социальной поддержки библиотекарей планируют власти города?

- Закон о библиотечном деле готов. Но вы же понимаете, что принятие любых документов подобного рода связано с определенными дополнительными финансовыми обязательствами. Наше правительство сейчас ведет очень грамотную и честную антикризисную политику. Мы выполняем все взятые на себя социальные обязательства, что же касается некоторых новых правовых документов, программ, то мы вынуждены взять короткий тайм-аут. Уверяю вас, как только экономическая ситуация позволит, мы вернемся ко многим проектам. Что же касается библиотек в целом, то они находятся в зоне особого внимания губернатора, комитета по культуре. Мы каждый год увеличиваем бюджетные траты на подписку, комплектование фондов, содержание библиотек. За последние годы в 14 раз выросли расходы на капремонт, подросла зарплата сотрудников. Завершился первый этап библиотечной модернизации - это и техническое переоборудование, мультимедийное обеспечение, даже покупка мебели. Комитет по культуре подготовил план второго этапа модернизации городских библиотек, который начнет реализовываться в 2011 году. Его стоимость - около миллиарда рублей. Кстати, мы с удовольствием отмечаем повышение посещаемости библиотек в 2009 году – весьма показательный факт.

- С чем это может быть связано?

- Во многом с тем, о чем я сейчас только что говорил. Библиотеки перестают быть просто хранилищем книг, они становятся мультимедийными центрами, клубами. С другой стороны, к нам возвращается вкус к чтению. Люди меньше ориентируются на телевизор и массовый досуг.

- Как развивается музейная сфера?

- Здесь есть несколько очень четких осознанных направлений нашей работы. Знаете ли вы, например, что Петербург - фактически единственный российский регион, целенаправленно выделяющий бюджетные деньги на реставрацию музейных предметов? Мы тратим огромные средства на реставрацию и капитальный ремонт музейных зданий. К сожалению, в 2009-м не смогли сделать все, что запланировано, но поверьте, делаем максимум возможного. Продолжаем работы в Елагиноостровском дворце, Гатчине, Павловске, Петропавловской крепости. Завершаем создание Музея стекла. Комитет по культуре старается стимулировать те музеи, которые инициируют интересные, креативные проекты. Многие из них уже вышли за рамки сугубо музейных. Например, фестиваль «Дягилев. Постскриптум», придуманный Музеем театрального и музыкального искусства. Или выставка «Путь Петра» в Манеже – там был и модный показ, и специальные детские программы. К слову, мы максимально поддерживаем линию музейного детского воспитания, и по этому направлению Петербург - один из лидеров не только в России, но и Европе. Комитет по культуре много работает в плане укрепления единого городского музейного пространства. Ведь музеи у нас разные - и по ведомственной принадлежности, и по форме собственности. Сейчас в городе действует огромное количество интеграционных программ: в том числе «Музейный квартал», «Ночь музеев», «Детские дни в Петербурге». Интеграционный принцип мы исповедуем и в первой в России полновесной музейной премии «Музейный Олимп». Совсем недавно прошла первая церемония ее вручения. Теперь «Музейный Олимп» будет ежегодным.

- В этом году широко отмечался юбилей Николая Гоголя. Какие крупные праздники и юбилеи нас ждут в следующем году?

- Отмечу два очень важных события. Во-первых, это 65-летие Великой Победы. Во-вторых - 300-летие Царского села. Кроме того, у нас очень много знаковых юбилеев. Чехов, Блок, Бродский, Берггольц, Товстоногов. Целый букет балетных юбилеев: Вечеслова, Уланова, Сергеев, Чабукиани. Вообще мы тут совещались с коллегами, насчитали серьезных дат более сотни. Пришлось выбрать из них лишь наиболее знаковые для Петербурга. Их, уверяю вас, отметим достойно.

- Какой-то продвинутый читатель спрашивает, почему при проведении конкурсов на городские праздники отдается предпочтение Санкт-Петербургскому международному центру фестивалей и праздников?

- Действительно, продвинутые у вас читатели. Но не очень информированные. У нас при комитете работает авторитетнейший экспертный совет, состоящий из весьма уважаемых людей. Он, собственно говоря, и рассматривает заявки на проведение праздников. То есть речь идет о нормальной и весьма непростой конкурсной процедуре. И вот если посмотреть внимательно на результаты конкурсов, то мы увидим, что у Международного центра получается выиграть не более 20-30 процентов от общего количества контрактов. Кому-то может и этот результат показаться значительным. Но простите меня, а для чего создавался центр? Для того, чтобы корпоративы организовывать что ли? Нет, он создавался для серьезной работы над событиями международного масштаба. Он призван мобилизовывать город, все его организационные, креативные ресурсы для организации Событий с большой буквы. Центр это умеет делать – и мы все, в том числе и члены экспертного совета, видим результаты его работы. Празднование Нового года, 65-летие полного снятия Блокады, День города, Алые паруса и многое другое. Все события прошли на высочайшем уровне, и я нисколько не усомнился в правильности принятых экспертным советом решений.

- Какие мероприятия будут запланированы на Новый год? В Петербурге он всегда проходит по-особенному. К чему готовиться?

- Будет много сюрпризов. Начиная от полноценного фестиваля видеопроекций до огромной катальной горки в центре Петербурга.

- В центре Петербурга - это, простите, где?

- Не волнуйтесь, не на Дворцовой площади.

Беседовала Александра Медведева, Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях