Петербургские эсеры возмутились из-за жертвоприношения в Апраксином дворе в день начала праздника Курбан-байрам. Депутаты фракции в ЗакСе даже предложили губернатору задуматься о разработке специальных правил забоя животных во время религиозных праздников. Остальные парламентарии на словах коллег не поддержали, но обращение к Валентине Матвиенко всё же приняли. Рядовые горожане, если судить по опросу «Фонтанки», категорически против заклания невинных животных в общественных местах.
Эсеры пришли в негодование от того, что 27 ноября в Апраксином дворе представители мусульманской общины провели ритуальное жертвоприношение, зарезав несколько баранов. «А точнее — 9», - пояснил координатор фракции эсеров Олег Нилов. Как отмечается в разработанном в недрах фракции «Справедливая Россия» документе, «все это происходило на глазах прохожих, при этом прибывший по вызову наряд милиции не предпринял никаких мер для пресечения этих действий, сославшись на отсутствие законодательной базы».
Парламентарии также отметили, что российские граждане немусульманского вероисповедания при посещении ряда стран предварительно проходят соответствующий инструктаж - для того, чтобы случайно не оскорбить религиозные чувства и обычаи местных жителей. Кроме этого, они обратили отдельное внимание на вопросы гигиены и антисанитарии. «Ведь мясо жертвенных животных раздаётся в обход установленных законом процедур санитарного контроля», - говорится в запросе.
В качестве примера правильного отношения к религиозным обрядам депутаты привели столицу России, отметив, что правительство Москвы с 2009 года запретило жертвоприношения во дворах, на улицах и в гаражах.
Большинство читателей «Фонтанки» (результаты опроса зафиксированы в 17:00) считают произошедшее в Апраксином дворе форменным безобразием и неприемлемой для Петербурга традицией. Ещё 12% петербуржцев просто жалко убитых животных. 14% ответивших на вопрос редакции горожан уверены, что депутаты раздувают из мухи слона, и лишь 3% говорят, что уважать нужно все традиции.
В свою очередь, большинство опрошенных «Фонтанкой» парламентариев к предложению эсеров отнеслись довольно негативно, посчитав, что мусульманская община могла бы сама уладить эту процедуру и сгладить все острые вопросы. Председатель комиссии по законности Аркадий Крамарев предложил просто поговорить с муфтиями и не возводить в ранг закона «всякую ерунду». «Нам в Петербурге с мусульманским духовенством очень повезло. Они у нас люди разумные. И всё прекрасно понимают сами», - считает он.
Коммунист Юрий Карпенко также полагает, что мусульманская община сама в состоянии сгладить все противоречия. Он, однако, подчеркнул, что «Восток — дело тонкое», и потому решать в этой сфере всё нужно очень тонко. И напомнил, что к настоящему времени «как ни крути - мусульмане составляют очень значительную часть населения России, а потому надо говорить не о том, чтобы вообще не проводить таких обрядов, а о том, чтобы проводить их в цивилизованной форме и не будить излишней жестокости у населения».
Немного иная точка зрения у представителя губернатора Петербурга в Законодательном собрании Михаила Бродского. Он отметил, в ранг закона подобные вещи, восходящие к теологической сфере, возводить не стоит, но некая процедура согласования подобного рода мероприятий с властями всё же должна быть. Бродский припомнил свой опыт проживания в Туркмении, где такого рода ритуалы совершались только рядом с мечетями.
«У меня есть большой опыт общения со священными книгами. Там есть чёткие и подробные описания таких ритуалов, которые определяют и место, и время, и полностью описывают процесс. И для любого здравомыслящего человека (мусульманина в том числе) очевидно, что нельзя совершать жертвоприношение там, где вздумается», - подчеркнул он.
Глава координационного совета мусульман Петербурга Шамиль Мугаттаров посчитал воззвание петербургских депутатов пиар-акцией и попросил их не вмешиваться во внутренние дела исламской общины.
«Эту проблему можно было решить одним звонком мне, и никаких возмущений не было бы. Их больше и не будет — мы примем необходимые меры. Это вопрос религиозной грамотности. Причём как самих продавцов с Апрашки, которые не догадались не резать баранов в людных местах, так и петербуржцев-немусульман, которые просто не в курсе, что это не дикое язычество, а древний обряд, истоки которого в Библии. Но это уж точно не предмет компетенции депутатов», - считает он.
Писатель и журналист Илья Стогов вспомнил, как его, в бытность журналистом газеты «Смена», впервые пригласили на празднование Курбан-байрама. «Я, наверное, был одним из первых, кто описал в прессе то, что происходит на этом празднике. Мне обещали, что будут резать верблюда, но принесли в жертву всё-таки менее экзотичных баранов, что, тем не менее, едва не сделало из меня вегетарианца. Придя домой и сняв ботинки, я обнаружил, что у меня даже носки целиком в крови животных. Однако я допускаю, что традиции моей религии — католической — кому-то, в свою очередь, могут казаться дикими. И поскольку у нас Конституция гарантирует религиозную свободу, а детей никто насильно не заставляет смотреть на перерезание горла баранам, то лезть в дела верующих государство не имеет никакого права», - подчёркивает он.
Павел Гинёв,
Светлана Коваленко,
Фонтанка.ру