Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -5

0 м/c,

штиль.

763мм 91%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Происшествия Катастрофа по нормативам

Катастрофа по нормативам

731
$titlealt_val

Железнодорожная катастрофа, унесшая три десятка жизней, отчетливо показала — к внештатным ситуациям в нашей стране не готовы. Помощь к месту аварии прибыла через два часа, машины скорой появились через три. Пассажиры и бригада поезда оказались предоставлены сами себе. Какие выводы сделало руководство железной дороги из произошедшего, выясняла «Фонтанка».

О том, что пострадавших могло быть гораздо меньше, говорят все. Если бы людям вовремя оказали помощь, если бы хватало лекарств, если бы вагоны были иной конструкции — люди пострадали не от самого взрыва, а в результате схода поезда с рельсов. Понятно, что обеспечить все больницы Тверской и Новгородской области медикаментами или починить дороги, чтобы скорые могли вовремя добираться к месту происшествия, задача в ближайшее время невыполнимая. Но, похоже, что и остальные факторы риска никто не собирается уменьшать.

«Российские железные дороги» своей вины в случившемся не видят. «Это не катастрофа, а терроризм! При чем тут мы? - заявили в пресс-службе РЖД корреспонденту «Фонтанки». - Обеспечивать безопасность железной дороги — не наша задача. За такими вещами следит МЧС и ФСБ, первую помощь организует скорая. А мы отвечаем только за состояние подвижного состава и дорожной инфраструктуры».

Претензий к вагонам «Невского экспресса» в РЖД не принимают. «Состав был оборудован по нормативам, которые разработало Министерство путей сообщения, - заявляют в этой компании. - Никаких ремней безопасности в нем не предусмотрено, поскольку «Невский экспресс» не относится к скоростным поездам, максимальная его скорость 200 километров в час. А почему кресла слетели и столько жертв — спрашивайте у производителя».

«У нас абсолютно надежные вагоны, - заявили на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ), где и был построен «Невский экспресс». - Лучшее тому доказательство — то, что два года назад при похожей катастрофе люди таких страшных травм не получили». Ответить на вопрос, почему же в этот раз надежный, соответствующий всем нормативам и доказавший свою прочность, поезд превратился в «машину смерти», производители пока не могут. «Сейчас наши специалисты находятся на месте происшествия, разбираются в причинах, - пояснили на ТВЗ. - О каких-то выводах говорить рано».

Говорить о сделанных выводах, похоже, не приходится. Ремней безопасности не предусмотрено и на «Сапсане», чья скорость превышает скорость «Невского экспресса». «На западных поездах такая мера не применяется, там нигде не пристегиваются», - поясняют в РЖД, забывая о том, что конструкция вагонов и расположение кресел в поездах европейских стран совсем иные.

Не улучшится и ситуация с медицинской помощью. «В «Невском экспрессе» было две аптечки — столько, сколько положено по нормативам, - сообщают в РЖД. - А нормы нам устанавливает МПС, и мы не вправе их менять. Вот если выйдет приказ комплектовать поезда иначе, тогда будем». Пока, насколько известно «Фонтанке», никаких распоряжений об улучшении медицинского оснащения поездов не поступало, поэтому «Невский экспресс» вновь отправился в путь, снабженный перевязочными материалами, йодом, «сердечными каплями», успокаивающими и противоаллергическими препаратами. «Это — то, что может понадобиться в дороге, - полагают в руководстве РЖД. - А для всего остального есть скорая».

Вопрос о том, какие меры предприняты для того, чтобы снизить количество жертв в случае возможного повторения катастрофы, поставил ОАО «Российские железнодорожные дороги» в тупик. «Это же был терроризм. Семь килограммов тротила! Как это можно предусмотреть и что-то заранее предпринять?! - возмутились в пресс-службе этой уважаемой компании. - А все, что от нас зависит, мы сделали».

Не знают о каких-либо новшествах и на Октябрьской железной дороге. «Пока нам ничего не говорили, - сообщили в пресс-службе ОЖД. - Есть только официальный ответ, что после 12 августа 2007 года был предпринят ряд мер, направленных на усиление безопасности пассажиров».

Напомним, в августе 2007-го, сразу после ЧП, исполняющий обязанности начальника ОЖД Анатолий Краснощек заявил о необходимости усилить охрану железной дороги, связывающей две столицы: «вместо прежних трех проверяющих на каждые пять километров пути будет пять, а то и шесть человек». Более того, он заявил о намерении ОЖД поставить свои объекты под постоянное спутниковое наблюдение. Судя по обстоятельствам катастрофы 2009 года, намерения остались на уровне обещаний.

По печальной иронии судьбы именно сегодня, в день, когда начали хоронить жертв «Невского экспресса», свой юбилей - 200-й день рождения, на самом высоком уровне отмечает старейший железнодорожный вуз страны — Институт путей сообщения. В Юсуповском дворце на Фонтанке произносились торжественные речи, много говорилось о величии отрасли и о грядущем развитии высокоскоростных магистралей. Словосочетание «Невский экспресс» не прозвучало ни разу.

Справка: катастрофы европейских скоростных поездов

14 декабря 1992 года: TGV 920, следовавший из Анси в Париж, сошёл с рельсов на скорости 270 км/ч при проезде станции Mâcon-Loché. Причиной аварии стало сработавшее экстренное торможение, вызвавшее блокировку колёс. В результате одна из тележек сошла с рельсов на стрелке при въезде на станцию. В самом поезде никто не пострадал, но 25 пассажиров, стоявших на платформе и ждавших другой TGV, получили синяки и ссадины от града камней, вылетевших из гравийной подушки.

21 декабря 1993 года: TGV 7150, следовавший из Валансьена в Париж, сошёл с рельсов на скорости 300 км/ч на том месте, где сейчас располагается станция Haute-Picardie. Незадолго до этого дожди размыли железнодорожное полотно, и на поверхности открылась воронка от снаряда, оставшаяся ещё со времён Первой мировой войны, которую не заметили при строительстве. С рельсов сошли передний головной и четыре пассажирских вагона, но ни один из них не опрокинулся. Один человек получил лёгкие ушибы.

5 июня 2000 года: Eurostar 9072, следовавший из Парижа в Лондон, сошёл с рельсов на скорости 250 км/ч в регионе Север — Па-де-Кале около Кроисилье. Во время движения разрушилась тяговая передача задней тележки переднего головного вагона, и детали начали сыпаться на путь. В результате с рельсов сошли четыре тележки. Семь человек получили ушибы. Всего в поезде находился 501 пассажир.

Крупнейшая железнодорожная катастрофа в Германии произошла 3 июня 1998 года близ местечка Эшеде. На скорости в 200 км/ч состав врезался в бетонный мост, унеся жизни 101 человека. После этой трагедии весь технический парк скоростных поездов страны был полностью обновлен.

Елена Алексеева, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях