Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки К юбилею «Про Арте»: Школа-десятилетка (фото)

К юбилею «Про Арте»: Школа-десятилетка (фото)

1 142
К юбилею «Про Арте»: Школа-десятилетка (фото) | www.fontanka.ruК юбилею «Про Арте»: Школа-десятилетка (фото) | www.fontanka.ru

В 2009-м петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про Арте» отметил десятилетие. Чествование продолжалось весь год и охватило самые интересные инициативы за отчетный период. Изобразительные жанры, архитектура, музыка, танец, видео: столь насыщенная программа юбилейных торжеств, кажется, подразумевает, что для современного искусства десять лет – очень даже срок.

В переводе с латинского «pro arte» – «за искусство» – звучит почти как боевой клич. Продвижение современного искусства и других культурных новаций в крайне консервативном городе, жители которого привычно презрительно смотрят на всё, что моложе столетия, действительно требует энтузиазма. По размаху деятельности институт, а теперь фонд «Про Арте» был и остается уникальным явлением не только в Петербурге, но и в России: каждый год – несколько художественных фестивалей и конкурсов, выставки и концерты, образовательные программы и мастер-классы, публичные лекции и дискуссии, просмотры видео и мультфильмов. А публика оказалась вовсе не такой капризной, так что события собирают не только вездесущих студентов, но и любопытных старушек, и семьи с детьми, и семьи без детей.

"Живые скульптуры в пространстве города""Живые скульптуры в пространстве города"
"Живые скульптуры в пространстве города"



Это было хорошо видно на праздновании дня рождения «Про Арте» 29 мая: множество людей пришли к Нарышкину бастиону, чтобы подпрыгнуть от грохота полуденного залпа, в этот день посвященного юбиляру, и послушать реконструкцию «Симфонии гудков», знаменитого музыкального проекта комиссара Арсения Авраамова (1920), сделанную Сергеем Хисматовым. Затем два десятка поклонников собрались в хор поздравляльщиков и в сопровождении ансамбля исполнили что-то вроде песни на тексты пожеланий фонду, полученных по электронной почте. И тут же по закоулкам Петропавловки понеслись наперегонки юноши и девушки, мамаши с младенцами в колясках, интеллигентные тетушки – догонять пестрых участников перформанса «Живые скульптуры в пространстве города», которые зависали под карнизами и в оградах, заполняли телами архитектурные ниши и впадины, «вытекали» из дверей и водосточных труб. По пути забег в красно-кирпичном лабиринте вовлекал всё больше зрителей, а в финале на аппарели Иоанновского равелина публика устроила овацию запыхавшимся скульптурам и их скульптору – венскому хореографу Вилли Дорнеру.

"Живые скульптуры в пространстве города""Живые скульптуры в пространстве города"
"Живые скульптуры в пространстве города"



Сразу после этого на пляже крепости состоялся интерактивный перформанс Ксении Перетрухиной и Якова Каждана «Потеря памяти»: вода смывала глубокомысленные высказывания художников. Каждый мог веткой написать на песке что-нибудь негативное, и волны немедленно заглаживали неприятность. Ветки брали дети и взрослые: кто-то рисовал, художница писала строки из Улисса, а один известный музыкант вывел «Темирканов» и ехидно наблюдал, как исчезают с невских берегов следы этого имени. Было и еще одно юбилейное мероприятие, связанное с темой воспоминаний, – показ видеоработы знаменитого американского художника Билла Виолы «Квинтет памяти», в которой двое мужчин и три женщины беззвучно переживают сильнейшие эмоции радости, восторга, гнева, страха и печали.

«Квинтет памяти» Билла Виолы«Квинтет памяти» Билла Виолы
«Квинтет памяти» Билла Виолы

Здесь чудятся то босховские скалящиеся уродцы, то джоттовские святые и ангелы, заламывающие руки, – больше всего «Квинтеты» (а их у Виолы четыре: «изумленных», «памяти», «невидимых» и «тишины») напоминают живопись позднего Средневековья и раннего Возрождения. В этот же день показывали новые российские мультфильмы, современную архитектуру Китая, видеоинсталляцию «Колыбелька» выпускницы образовательной программы «Современное искусство» Татьяны Ахметгалиевой, заставившей жуткие погремушки оглушительно трещать и мелькать на экране, словно рекламные заставки. Программа свела в несколько часов разнообразную деятельность «Про Арте» – вышел день открытых дверей.

Юбилейный год был богат на события, как и любой год работы фонда. Одним из самых насыщенных месяцев оказался апрель. В Этнографическом музее прошла выставка «Архитектура Петербурга-2009», совместная с городским Объединением архитектурных мастерских: более ста лучших проектов и построек с 2007 года, плюс лекции, презентации и показы фильмов. Состоялся VI Международный фестиваль танцевального кино «КиноТанец», сводящий в единую эстетику хореографию и кинематограф, с фильмами, концертами и творческими встречами. Прошли очередные, восьмые «Пифийские игры» – состязания композиторов, на которых каждый год анонимно исполняется несколько специально написанных сочинений, а победителя выбирает голосованием публика. В последний день мая в Эрмитажном театре показывали еще два фильма Билла Виолы. В июле московский ГЦСИ принимал выставку «Русская красота», собравшую визуальные высказывания тридцати петербургских художников. А в конце сентября эта экспозиция была показана в рамках девятого фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», ставшего за эти годы излюбленным осенним развлечением тысяч петербуржцев.

Москва, ГЦСИ, "Русская красота"Москва, ГЦСИ, "Русская красота"
Москва, ГЦСИ, "Русская красота"

На этот раз основные проекты фестиваля были сделаны выпускниками образовательной программы «Про Арте» «Современное искусство» и украсили семь небольших городских музеев: от Военно-медицинского музея Министерства обороны – до Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.

Весь год в Потерне Петропавловской крепости показывали работы крупнейших видеохудожников мира: англичанин Ян Брейквелл в видеоинсталляции «Другая сторона» (2002) с помощью визуальных эффектов разбивает идиллию танцующих пожилых пар и спокойно плещущегося моря, американская группа «Без границ» снимает стремительные перемещения виртуальных людей по городскому пространству со всеми его препятствиями «Из точки А в точку Б» (2007).

Ян Брейквелл, «Другая сторона»Ян Брейквелл, «Другая сторона»
Ян Брейквелл, «Другая сторона»

Осенью на экране Потерны сменялись времена года, закольцованные финном Сантери Туори, – видеоинсталляция «Лес. Дерево и пруд» (2009).

Сантери Туори, «Лес. Дерево и пруд»Сантери Туори, «Лес. Дерево и пруд»
Сантери Туори, «Лес. Дерево и пруд»

А с 20 ноября здесь можно увидеть невероятно убедительную фантазию американки Ив Сассман на тему шедевра Веласкеса «Менины», где изображена семья испанского короля Филиппа IV, – «89 секунд в Алькасаре» (2004).

Ив Сассман, «89 секунд в Алькасаре»Ив Сассман, «89 секунд в Алькасаре»
Ив Сассман, «89 секунд в Алькасаре»

Камера совершает один полный оборот, показывая общение королевы с юной инфантой, страстное объяснение королевской четы перед зеркалом, фрейлин, монашку, карликов и бульдога, роскошные костюмы и намертво уложенные букли. Совершенно невозможно поверить, что всё это уместилось в полторы минуты, но еще больше поражает то, как Сассман удалось уйти от голливудской псевдоисторической драмы и передать исторически достоверную атмосферу королевского двора – с его нерушимым этикетом и запретом на открытые эмоции.

Ив Сассман, «89 секунд в Алькасаре»Ив Сассман, «89 секунд в Алькасаре»
Ив Сассман, «89 секунд в Алькасаре»



Ольга Лузина
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5