Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия «Невский экспресс»: на ошибках не учатся (видео)

«Невский экспресс»: на ошибках не учатся (видео)

555
Ксения Потеева

Первое ЧП, произошедшее с «Невским экспрессом», ничему не научило. Спустя два с половиной года все повторилось, при этом масштабы катастрофы увеличились. Прежними остались номер поезда, система охраны ж/д путей и неумение власти справляться с паникой мирного населения. Среди роковых «новинок» - непроходимость подъездных путей к месту трагедии, уменьшающая шансы выжить. Сколько нужно человеческих жертв, чтобы понять, что железную дорогу необходимо охранять?

Корреспонденту «Фонтанки» довелось стать свидетелем, как зарождается паника. 27 ноября, 23:00, Московский вокзал. Сначала было очевидно, что информация о новом крушении «Невского экспресса», которая уже просочилась в прессу, еще не стала достоянием широкой общественности: невозмутимые милиционеры, прогуливающиеся по залам, спокойные пассажиры, ожидающие отправления. И только информационное табло намекало окружающим на неладное, сообщая, что поезд №166 опаздывает «по техническим причинам». Постепенно обстановка стала нагнетаться: кому-то позвонили родственники или знакомые, кто-то услышал последние известия по радио.

Минут через 10-15 пассажиры группами и по одиночке стали подтягиваться к дежурному по вокзалу, справочной, а также пунктам возврата билетов. Еще пара минут - и образовалась очередь. «Я не сяду в поезд, который может просто не доехать», - поделилась с корреспондентом «Фонтанки» одна из решивших сдать проездной документ. «Мой поезд должен был отправиться почти час назад, - сказал другой, - мне просто нет смысла уже ехать, я ничего не успею».

О масштабах катастрофы на тот момент никто еще ничего достоверно не знал. Позже кассы петербургских вокзалов буквально атаковывали граждане - задержки начались не только на Московском вокзале.

Корреспонденты «Фонтанки» этого уже не видели - они ехали к месту ЧП.

Для того, чтобы найти дорогу к месту крушения, пришлось изрядно покружить по пограничным территориям Новгородской и Тверской областей. Карта оказалась не помощником. Десятки телефонных звонков коллегам, расспросы местных жителей привели-таки к деревеньке Лыкошино, ставшей печально знаменитой после этой трагедии, унесшей жизни 26 людей. После нескольких десятков километров по разбитой асфальтовой дороге, машина уткнулась в кордон милиции. Стражи порядка указали на высокую насыпь и сообщили, что до места происшествия четыре километра по путям. Другой дороги нет.

Как выяснилось уже потом, дорога все же есть, вот только назвать ее этим словом вряд ли повернется язык: сплошное месиво из грязи и мокрого песка. Машины то увязали, то скользили по жиже, грозя съехать на обочину. Однако именно по этому пути медики и спасатели вывозили пострадавших. Как поделился главный врач одной из местных больниц, «это просто чудо, что мы вообще туда «доплыли», да еще и обратно выбрались».

Пока журналисты шли к месту по одному пути железнодорожного полотна, в это время по другому начал движение состав, который должен был забрать тела погибших. Останки, вопреки сложившемуся «стандарту», были упакованы не в специальные мешки, а завернуты во что смогли найти в суматохе (кого-то в пакет, другого спешно обернули попавшимся под руку одеялом). На путях в нескольких десятках метров от места аварии лежали 17 тел и два объемных мешка с фрагментами.

А в это время напротив указателя «ОП 284 км» вовсю работали следователи и сотрудники спецслужб. Милиционеры обеспечивали охрану места происшествия, взяв его в кольцо. Между журналистами и стражами порядка началось обычное для таких ситуаций противостояние: одним нужно было пройти, другим - не пустить. Трое сотрудников информагентств, по словам милиционеров, были уже задержаны, - это несколько остудило пыл. Стало очевидно – напролом не получится.

После двух часов лазания по кустам и буреломам, СМИ неожиданно были допущены к месту трагедии. Отснявшись, корреспондент «Фонтанки» поинтересовался у сотрудника спецназа, с чего это вдруг для прессы «дали зеленый свет».

«А его никто и не давал. Вы просто уже достали, - ответил спецназовец и добавил: - Сняли – уходите, не гневите Бога».

Источник:

К часу дня основные следственные действия уже были завершены, с рельсов начали убирать искореженные вагоны, а рабочие приступили к восстановлению железнодорожного полотна. Ремонтные бригады сменяли друг друга, пока одни работали, другие курили и грелись у костра, обсуждая мощность взрыва, мол, вон как вагоны разворотило. «Я на первом «Невском экспрессе» насмотрелся», - буркнул один из них.

Тогда, в августе 2007-го, при подрыве «Невского экспресса» обошлось без жертв. Сразу после ЧП исполняющий обязанности начальника ОЖД Анатолий Краснощек заявил о необходимости усилить охрану железной дороги, связывающей две столицы: "вместо прежних трех проверяющих на каждые пять километров пути будет пять, а то и шесть человек". Более того, он заявил о намерении ОЖД поставить свои объекты под постоянное спутниковое наблюдение. О тех грандиозных планах на «втором «Экспрессе» не обмолвились ни словом. По-прежнему вдоль полотна стоят те же самые заборы, к которым было много претензий во время первого ЧП, преодолеть которые под силу даже ребенку.

Юлия Никитина, Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях