В Петербурге с сольным концертом выступила Нино Катамадзе, «грузинское чудо», как величает ее западная пресса. Любому артисту важно иметь свою публику, что не оставит ни в момент триумфа, ни в пору неудач. У Нино такая публика – грузиноговорящая. Сегодня ее боготворят грузины, живущие в России, а их немало. Для них Нино еще и культурный посол своей страны: она не отказывается выступать в России и доказывает, что музы не должны молчать, даже когда говорят пушки, погибают невинные люди, а политики обливают друг друга грязью.
На ее концерт в Петербург съехалось немало зрителей со всей России, «ЖЖ-сообщество Нино Катамадзе», многие – весьма среднего достатка, но готовые отдать немалые деньги за билет на выступление своей любимицы. Впрочем, с каждым концертом, с каждым новым альбомом круг поклонников грузинской артистки всё расширяется, и на ее сольном вечере каких только национальностей не было. А возрастной диапазон поразительный: в первых рядах расположилось несколько кавказцев явно за семьдесят, а рядом – совсем дети. Заглянула на концерт и молодая мама с годовалой дочкой, и ее, фотографа Ольгу Урванцеву, Нино вывела на сцену, спев малышке что-то вроде колыбельной. Глядя на эту умилительную картину, я вдруг понял, что, по большому счету, большинство песен Нино и есть колыбельные. Ведь ее джазовые импровизации и эстрадно-симфонические композиции, не говоря уже об обработках грузинских мелодий, подчеркнуто неагрессивны, они умиротворяют. В хорошем смысле слова, убаюкивают. Ее стихия – плавная, воздушная импровизация, ее музыка по-настоящему благородна – никакой резкости, никакой какофонии.
И сама Нино словно не поет, а какие-то удивительные красивые сказки рассказывает. Пусть на грузинском и английском языках, но в ее сказках, в которых лихо закручен музыкальный сюжет, важней всего добрая, солнечная интонация. Да и выглядит певица как сказочная героиня: в странных нарядах ходит по сцене, строит уморительные гримасы, одной рукой держит микрофон, а другой перебирает пальцами, словно колдует. Рассказывает публике «по секрету», что настоящий звук идет у нее откуда-то изнутри, показывая это смешными жестами, подпрыгивает, как малое дитя, после удачно спетой баллады и не стесняется выдохнуть в микрофон: «Ой, как же мне хорошо!»
Ее монологи между песнями – отдельная тема. С трудом подбирая слова, она говорит на русском и грузинском о мире, дружбе, любви. Нино обожают женщины, их на концерте большинство. Но и мужчины, слушая ее пение и монологи, понимают, что женщина – вечный источник мудрости. Недаром Юрий Шевчук приметил Нино, пригласил в свои антивоенные концерты «Не стреляй!», и теперь они лучшие друзья – музыканты «ДДТ» ходят на все ее выступления, а трубач «ДДТ» Иван Васильев в Мюзик-холле вышел на сцену с букетом цветов.
Огромная сцена Мюзик-холла для певицы непривычна, и полконцерта она провела в зрительном зале, то и дело спускаясь к зрителям, обучая их искусству вокальной импровизации. Не сразу, но зал ожил и начал петь вместе с Нино. Еще бы звук не подкачал… Но с хорошим саундом в Мюзик-холле с его высоким потолком всегда проблемы, а тут еще играют электрогитары группы Insight вместе с симфоническом оркестром. Несколько раз Нино, отчаявшись передать нюансы, откладывала микрофон и пела без подзвучки. И зал замирал: всё было слышно.
Михаил Садчиков
Фонтанка.ру
Фотографии Михаила Садчикова-младшего