Помните старый анекдот: «Ах, в этом году опять хочу в Париж! — А что, вы в прошлом году отдыхали в Париже? — Нет, но тоже очень хотела»... Нашим театрам оперы и балета тоже очень хочется — правда, не в Париж, а в Японию. И они туда ездят, причём с завидным постоянством. Так уж повелось на экс-императорских театрах: успех за рубежом нашим музыкально-театральным деятелям куда милее выступлений перед той публикой, на чьи деньги государственные театры существуют.
От Токио до Кумамото и от Чайковского до Шостаковича
Уже убывший в Страну Восходящего Солнца 22 ноября оркестр Мариинки будет играть там до 9 декабря в городах Кумамото, Осака, Хиросима, Фукуока, Нагоя, Саппоро, Токородзава и Токио. В афише гастролей — «популярная классика» на любой вкус: Увертюра «1812 год», Первый фортепианный концерт, симфонии Чайковского, а также его полонез из «Евгения Онегина»; «Картинки с выставки» (в оркестровке Равеля), «Ночь на Лысой горе», «Песни и пляски смерти» и вступление к опере «Хованщина» Мусоргского.
Балет Мариинского театра, впрочем, уехала в Японию ещё раньше: с 21 ноября по 11 декабря гастроли балетной труппы проходят в городах Японии: Нагойе, Иокогаме, Тояме, Нишиномии, Токио. Пресс-служба театра сообщила, что «Японская публика увидит лучшие силы труппы. В главных партиях в «Спящей красавице» будут танцевать Диана Вишнёва, Виктория Терёшкина, Алина Сомова, Евгения Образцова, Игорь Колб, Леонид Сарафанов, Владимир Шкляров. В «Лебедином озере» – Ульяна Лопаткина, Екатерина Кондаурова, Диана Вишнёва, Виктория Терёшкина, Алина Сомова, Данила Корсунцев, Игорь Колб, Владимир Шкляров, Леонид Сарафанов, Евгений Иванченко. В «Коньке-Горбунке» главные партии исполнят Алина Сомова, Виктория Терёшкина, Леонид Сарафанов, Михаил Лобухин». Соответственно, можно воскликнуть: «Как повезло японцам, и как не повезло нам!»
А вот питерским меломанам ничего другого не остаётся, как наслаждаться искусством тех, кому не посчастливилось попасть в Японию: 29 ноября утром — «Дон Кихот» в хореографии Петипа-Горского с Ирмой Ниорадзе и Антоном Корсаковым в главных партиях, дирижирует Михаил Агрест. 1 и 3 декабря здесь идёт «Сильфида» (3-го — с Майей Думченко и Денисом Матвиенко).
Опера Бородина «Князь Игорь» на основной сцене пойдёт 2 декабря в постановке Евгения Соковнина 1954 года, восстановление которой не отличается тщательностью. В ролях — Николай Путилин (Игорь), Екатерина Попова (Ярославна), Сергей Семишкур (Владимир Игоревич), Эдуард Цанга (Галицкий) и Алексей Тановицкий (Кончак).
В Концертном зале Мариинки 1 декабря — забавная «академическая» поделка в стиле новогодней ёлки в провинциальном ДК под названием «Ночь перед Рождеством» на музыку Римского-Корсакова. На основной сцене «Евгений Онегин» 4 декабря идёт в «молодом и многообещающем» составе, из которого можно выделить лишь Ольгу — Надежду Сердюк.
А 3-го вечером в КЗМТ — замечательная постановка «Очарованного странника» Родиона Щедрина в премьерном составе — Сергей Алексашкин, Андрей Попов, Кристина Капустинская. И это, пожалуй, единственное название в недельной афише Мариинки, которое без опаски можно рекомендовать для посещения.
Михайловский: мал, да удал
Как тут опять не вспомнить старый анекдот. Диктор центрального телевидения трагически сообщает с экрана: «Товарищи! Вы, конечно, будете смеяться, но Константин Устинович Черненко тоже умер...». Дело в том, что Михайловский театр тоже уехал в Японию. Впервые гастроли этого театра в стране Восходящего Солнца состоялись, ещё когда он был Малым оперным — двадцать лет назад, и с тех пор проходят ежегодно. На Восток отправились как оперная, так и балетная труппа. Всего во время гастролей в Японии артисты Михайловского театра дадут 47 спектаклей: будут показаны балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Баядерка», из опер — «Евгений Онегин» и «Тоска». В гастрольных спектаклях примет участие Фарух Рузиматов. Он планирует, в частности, танцевать главную партию в балете «Баядерка». Оперная труппа гастролирует в Японии с 25 ноября по 12 декабря 2009 года, а гастроли балетной труппы продлятся с 12 декабря 2009 года до 31 января 2010 года. Помимо выступлений в Токио, запланированы спектакли в городах Канагава, Нагано, Нагасаки.
«В сухом остатке» для пербургских любителей оперы и балета остаются: тот же «Дон Кихот» Минкуса — 27 ноября в хореографии Александра Горского с Анастасией Ломаченковой в партии Китри, Михаилом Сиваковым в роли Базиля и Повелительницей дриад — Екатериной Борченко. 28 ноября — «Севильский цирюльник» Россини в традиционной, но скучноватой постановке Станислава Гаудасинского. 29 ноября — «Жизель», а 3 и 4 декабря — балет Прокофьева «Ромео и Джульетта». 3-го танцуют Сабина Яппарова и Николай Корыпаев, а 4-го — Анастасия Ломаченкова и Денис Морозов. Напомним, что в 2008 году Михайловский театр представил новую версию знаменитого балета – Олега Виноградова.
Кстати, для любителей балета 29 ноября в рамках абонементного цикла «Всё о балете» в Малом зале имени Глазунова Санкт–Петербургской Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова пройдёт вторая встреча из цикла «Олег Виноградов рассказывает». Начало в 15 часов.
От модерна до классики
Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» пока не уезжает ни в Японию, ни в Америку. Поэтому на Галерной улице, 33 в бывшем особняке Фон Дервиза можно оценить «осовремененную» оперу Пуччини «Чио-Чио-Сан» (27 ноября), а 29 ноября насладиться опереттой Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» — вполне традиционной, очень удачной, остроумной и озорной постановкой Юрия Александрова, которой, правда, несколько вредит местами плосковатый, а то и вовсе петросяновский уровень шуток авторов русского либретто В. Константинова и Б. Рацера. Впрочем, всё относительно: по сравнению с некоторыми передачами на ТВ их юмор — просто верх невинности и изящества.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру