Один из крупнейших операторов сотовой связи – ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») был уличен Роспотребнадзором в ущемлении прав потребителей. 23 ноября вопрос ограничения права доступа абонентов к информации об услугах доступа в интернет рассматривал арбитражный суд.
Нарушения были выявлены в ходе плановой проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Санкт-Петербургу. По действующим федеральным правилам, в договорах должны быть определены технические показатели, характеризующие качество телематических услуг связи (в том числе полосу пропуска), технические нормы, тип абонентского интерфейса и т.д. Эти параметры позволяют абоненту объективно оценить предлагаемые услуги, а также, при необходимости, предъявить обоснованные претензии к оператору в случае неисполнения им взятых на себя обязательств.
Однако этих сведений в типовых договорах проверяющие не обнаружили. Роспотребнадзор счел это ущемлением прав абонентов и наложил на компанию административный штрафы.
23 ноября это дело рассматривал Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Представляющая оператора г-жа Романенко в агрессивной форме отказалась комментировать происходящее журналисту «Фонтанки». Кроме того, она потребовала объявить судебное заседание закрытым, так как обсуждаемый вопрос составляет коммерческую тайну, а потому компания против распространения подробностей дела в средствах массовой информации - что и было сделано. Однако суд принял сторону оператора. Мотивировочная часть пока не известна.
Почему сведения, которые должны предоставляться всем потребителям, засекречены – осталось загадкой. В колл-центре «Билайна» не смогли объяснить, где пользователи, например, широко рекламируемых USB-модемов могут найти информацию о технических параметрах, стандартах и т.д. – сотрудник по имени Сергей завил, что она является тайной. Старшая смены Алан Бонадренко подтвердила, что такая информация в договорах не оговорена, на сайте оные сведения отсутствуют. Пресс-служба компании также отказалась комментировать спорный вопрос.
Это не единственная претензия Роспотребнадзора к сотовым операторам. В этом году постановления о включении в договора ущемляющие права абонентов условия были вынесены в отношении ОАО «Мегафон» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы».
Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»