Российские сотовые операторы объявляют войну недобросовестным контент-провайдерам. Арендаторов коротких номеров, продающих вовсе не то, что прописано в договоре, будут штрафовать. Впрочем, некоторые специалисты предлагают и вовсе отказаться от этого сервиса — телефонные мошенники уже дискредитировали эти услуги, считают они.
Первым оператором, решившим сделать рынок контент-услуг более прозрачным, стал МТС. В ноябре компания объявила, что вводит новый бесплатный сервис, при помощи которого любой абонент может узнать полную стоимость услуги, а также название провайдера. В МТС утверждают, что нововведению способствовали жалобы клиентов, сообщавших, что некоторые поставщики контента указывали в рекламных объявлениях лишь часть цены. Кроме того, оператор собирается бороться с теми провайдерами, которые продают вовсе не то, что указывали в договоре. В том числе и сомнительный в правовом плане контент.
«У нас есть чёткие правила, что можно делать, а что — нельзя. Сейчас разрабатывается ещё более жёсткий вариант. Действует система штрафов, вплоть до 9% с оборота. А в дальнейшем мы будем увеличивать их вплоть до 100%. Эти услуги неприемлемы для нас, и мы их додавим. Их около 10% в контент-обороте, и мы вполне можем ими пожертвовать», - подчеркнул директор по продуктам МТС Павел Ройтберг в ходе VI международной конференции Mobile VAS Conference. К числу неприемлемых он отнёс, в частности, «цифровые наркотики» и «порно-контент».
Такие жёсткие меры уже применяют банки, интегрированные в систему мобильных платежей. «Месяц назад, увидев поток незарегистрированных операций по одному из абонентов, я попросту перестал перечислять им деньги. Там накопилось около 3 миллионов, и они до сих пор их ждут. Мера оказалась действенной — через 5 дней весь запрещённый контент исчез», - рассказал директор дирекции платёжных систем и расчётов банка «Таврический» Александр Соболев.
Начальник отдела мобильной коммерции и платежей ОАО «Вымпелком» Денис Зырянов пошёл ещё дальше и заявил, что мобильные операторы могут вскоре вообще отказаться от такой услуги, как абонирование коротких номеров. «У многих пользователей эти номера вызывают чёткую ассоциацию с обманом. Считаю, что лучше её совсем не использовать», - говорит он.
Взамен сотовые операторы предлагают создать единую платформу для мобильных платежей, включая правила её использования и схему регулирования. Таким образом, получится своеобразная платёжная система, наподобие Visa или Mastercard, но для мобильных телефонов. Правда, пока желающих вложить десятки миллионов долларов в её внедрение не нашлось, а сами операторы этим заниматься не хотят. «На колбасной фабрике должны делать колбасу и ничего больше. Операторы сотовой связи должны предоставлять соответствующие услуги», - считает Денис Зырянов.
Впрочем, ещё один участник «большой тройки» - «Мегафон» - уже запустил новую услугу - «Мобильные платежи» (на базе одной из электронных платёжных систем), позволяющую оплачивать коммунальные услуги, Интернет, телевидение, используя денежные средства, находящиеся на мобильном лицевом счете.
Правда, специалисты отмечают, что в России с этим все далеко не просто. Электронные платежи - это безналичный способ оплаты товаров или услуг, при этом в процессе могут не участвовать банки. Так происходит на Западе. Однако в России статус электронных платежей до сих пор не установлен. По российским законам в процессе оплаты через Интернет или мобильный телефон обязательно должен присутствовать либо наличный расчёт, либо безналичный посредством банковских счетов.
«У электронных денег нет законодательной основы, так что деньгами они, в принципе, не считаются. Например, если завтра ГИБДД установит, что платить штрафы можно будет при помощи SMS (а разговоры такие есть), то я не сомневаюсь, что будет какой-то посредник, который всё равно потом отправится в банк и будет вносить эти штрафы обычными деньгами», - говорит директор по развитию WebMoney Пётр Дарахвелидзе.
С мёртвой точки игроки рынка электронных платежей планируют сдвинуться уже в следующем году. Лоббированием своих интересов будет заниматься созданная месяц назад ассоциация «Электронные деньги». В частности, она приступит к разработке нормативных документов по регулированию рынка в России.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"