С 25 ноября начинается регистрация доменов в новой зоне – .РФ. Впервые в истории развития Всемирной паутины их можно будет указывать кириллицей. В течение четырех месяцев будет идти так называемая приоритетная регистрация – домены будут закрепляться только за компаниями, которые имеют право на идентичный товарный знак (так, адрес Балтика.рф теоретически должно получить ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», а Фонтанка.рф - наша газета). Сами кириллические домены также заработают весной следующего года.
О необходимости добиваться появления в Интернете кириллических доменных имен еще в июне прошлого года заявил президент России Дмитрий Медведев. По его словам, «это имеет значение для русского языка и кириллицы, и у России для этого есть неплохие шансы». Решение о выделении России кириллического домена верхнего уровня (.РФ) было принято год назад на состоявшейся в Каире конференции ICANN.
Сейчас для обладателей «дипломов Роспатента» домен в новой зоне обойдется примерно в 1100-1200 рублей. Свободная (открытая) регистрация начнется в апреле-мае 2010 года. Однако первым заявителям, желающим получить звучный домен (БАНК.РФ, СПОРТ.РФ, ГАЗЕТА.РФ и т.п.) на русском языке, мгновенно нужно будет заплатить до 10 млн рублей. В течение так называемого «санрайз»-периода планируется поэтапное снижение цен.
Знаковые льготы
Правила приоритетной регистрации позволят защититься от киберсквоттеров – пользователей, которые «забивают» домены, а потом требуют от желающих ими воспользоваться крупные суммы. В то же время и между легальными владельцами товарных знаков могут возникнуть конфликты. Ведь марки регистрируются по 42 классам МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг), а, следовательно, на один и тот же знак разным компаниям может быть выдано больше сорока свидетельств. Например, московская кондитерская фабрика «Ударница» может выпускать и продавать мармелад под маркой «Балтика». Под этим брендом вещает и популярная в Санкт-Петербурге радиостанция.
Как пояснила Мария Мокина, начальник отдела маркетинга АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», в такой ситуации домен получит тот правообладатель, который подаст заявку первым. Если же владелец товарного знака «проспит» льготный период, то он сможет зарегистрировать домен в общем порядке за соответствующую сумму. А в случае, когда идентичный его марке домен успеют «забить» киберсквоттеры, – судиться с ними. Причем в случае положительного судебного решения для правообладателя, никто «похитителям имени» денег не вернет: «Ответственность за выбор и использование этого имени лежит на администраторе домена. Если вы готовы заплатить за услуги по регистрации доменного имени, например, 10 млн рублей, но заведомо знаете, что возможны претензии от законного обладателя товарного знака – это ваши сознательные риски», – поясняет Мария Мокина.
Также в России зарегистрировано три товарных знака со словом «ВИЗА». Под этим брендом подмосковное ООО «Дионис Клуб» вправе разливать пиво и алкоголь, корпорация Philip Morris – выпускать сигареты и аксессуары для курильщиков, а ООО «МебельБест» – столы, шкафы, шезлонги и т.д. За популярной международной платежной системой закреплены графические товарные знаки VISA READYLINK, VISA ELECTRON и другие. То есть, исходя из норм правил регистрации доменов в новой отечественной зоне, на имя ВИЗА.РФ претендовать «пластиковый оператор» не сможет.
Жовто-блокитный опыт
Начиная со следующей недели в приоритетном порядке будут резервироваться географические имена (москва.рф, петербург.рф и т.д.). Для государственных нужд забронированы имена гос.рф, государство.рф, министерство.рф, президент.рф, а также полные и сокращенные наименования органов власти (например – мвд.ру, фсб.рф, фас.рф и т.д.).
Проблема киберсквоттинга (захвата доменов) появилась в России в конце 90-х годов. За право использовать домен, соответствующий широко известной марке, судились такие компании, как: Kodak, Quelle, Камаз, Мосфильм и другие. Несмотря на обилие конфликтов, действующий регламент регистрации доменов в зоне .RU не предусматривает ни контроля соблюдения заявителем прав на товарный знак, ни аннуляции домена по требованию правообладателя. Все споры предлагается решать только через арбитраж.
Разрабатывая правила для новой зоны (.РФ), подобные споры решили хотя бы частично предупредить. Опрошенные эксперты положительно оценивают такое начинание, но отмечают, что ничего нового не придумано. Ведь подобные ограничения действуют в десятках стран мира. «Например, для регистрации домена в украинской зоне .UA всегда нужно было предъявлять свидетельство на товарный знак, – рассказывает Вадим Усков, директор юридической фирмы «Усков и партнеры». – Поэтому при относительно низкой стоимости регистрации на Украине никогда не стоял вопрос киберсквоттинга. А в Эстонии на домен в зоне .EE может претендовать только компания - резидент страны.
Иностранная фирма может его получить только при наличии товарного знака».
Для регистрации домена в зоне .РФ можно обратиться к любому из двадцати двух аккредитованных при АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» регистраторов. Два из них находятся в Санкт-Петербурге. В компании «Нет» за название сайта на кириллице просят заплатить 1190 рублей. В ООО «Регистрант» журналисту «Фонтанки» пояснили, что вся информация будет доступна только после 25 ноября.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"