Арт-повестка недели далека от сенсаций, но удивляет своей насыщенностью и разнообразием. Живопись и скульптура соседствуют с видео и цифровым искусством, античные руины с современными экзерсисами, зарубежное с местным розливом. Грустить, смеяться, узнать что-то новое о прошлом и настоящем – выставок так много, что за неделю можно всюду не успеть.
Индия равняется на Европу
В Строгановском дворце 18 ноября открывается выставка шестидесяти произведений современного искусства Индии. Современность тут удивительным образом включает чуть ли не последние полтора столетия, и всё это время ощущается тяга к европейскому модернизму, но с отчетливым предпочтением «двухмерной» традиции: индийцам необходима опора на фигуративность, плоскостную композицию, декоративную пестроту, теплый колорит, и уже в этих узких рамках они охотно пускаются на эксперименты с формой и цветом. Иногда власть традиции настолько сильна, что работы выглядят как жития святых: крупную фигуру в центре окружают биографические сцены. В этом свете не удивительно название выставки – «Визуальные траектории», а особенно интересно посмотреть не на картины и графику, но на скульптуры и объекты. Приходится доверять Национальной галерее современного искусства в Нью-Дели, откуда приезжают вещи, – вероятно, они разбираются в собственных арт-достижениях, и выставка будет действительно показывать Индию, а не потакать европейским представлениям о ней.
Бронзовая победа социализма
С 19 ноября в Корпусе Бенуа Русский музей показывает большую ретроспективу одного из самых известных советских скульпторов – Веры Мухиной. Она получила пять сталинских премий, масштабно выразила идеалы социализма в статуе «Рабочий и колхозница» для Всемирной выставки в Париже 1937 года, делала портреты партийных деятелей – то есть, с одной стороны, была ярким представителем тоталитарного искусства. С другой стороны, Мухина училась и дружила с художниками-авангардистами, преподавала во Вхутеине, всё время тянулась к неоклассицизму, и ее скульптура несомненно принадлежит эстетике модернизма.
Выставка обещает показать обе стороны биографии и творчества художницы: среди двухсот произведений есть как хрестоматийные монументальные проекты, так и камерные, лишенные пафоса и сосредоточенные на формальной выразительности вещи. Возможно, настоящим открытием окажутся несколько ранних, ученических, работ и серия малоизвестных плакатов. Удивительно видеть в одних и тех же произведениях Мухиной тревожные отсветы эпохи войн, революций, террора – и искреннюю убежденность в том, что жить становится лучше и веселее.
От римских руин до ленинградской блокады
С 19 ноября в Особняке Румянцева можно осмотреть выставку «Пиранези и пиранезианство», посвященную влиянию знаменитого итальянского мастера изображения античных руин на работы ряда архитекторов и художников XVIII-XX веков. Основа экспозиции – 60 офортов самого Джованни Баттисты Пиранези из серии «Виды Рима», которая занимала его всю сознательную жизнь, с конца 1740-х по 1770-е годы, неоднократно переиздавалась и принесла автору европейскую славу.
Эти гравюры с величественными римскими развалинами задали тон европейскому неоклассицизму, от них пошла мода на парковые руины, вскоре изрядно преобразившая окрестности Петербурга, благодаря им оформился целый жанр фантастического архитектурного пейзажа. Помимо этих очевидных следов влияния Пиранези выставка проводит аналогию между руинами в Риме и разрушениями в Петрограде после революции и в Ленинграде после блокады, а также находит связь с местной архитектурой 1920-1930-х годов. Может быть, это и правда целая художественная традиция «пиранезианства», а может, лишь естественная потребность архитекторов фантазировать, делать «бумажные», нереализуемые проекты, наконец, просто романтическая тоска по утраченному.
Оживший шедевр Веласкеса
С 20 ноября Институт Про Арте показывает очередную видеоинсталляцию в честь своего десятилетия – «89 секунд в Алькасаре» американской художницы Ив Сассман, предоставленную Музеем американского искусства Уитни в Нью-Йорке. Эта фантазия на тему грандиозного полотна Веласкеса «Менины» (1656), где королевская семья и несколько придворных позируют живописцу, была сконструирована в 2004 году и потребовала участия тридцати пяти человек, в том числе хореографа, костюмера, актеров и съемочной группы.
Панорамная съемка велась четыре дня, и итогом стало цифровое видео, на котором картинное мгновение оказалось развернутым во времени. Точное повторение мизансцены дает ощущение документальной видеозаписи, и кажется, что экран чудесным образом оживил людей XVII столетия. С одной стороны, это испанское барокко и Веласкес, с другой – тщательно прописанный сценарий и хореография. И великолепный пример из серии западных экспериментов в области кинематографа и видео, давно вышедших на ведущие позиции в современном искусстве.
Скоморохи от современного искусства
Начиная с пятницы 20 ноября в Центре современного искусства Сергея Курехина демонстрируют «Видео на коленке» художников Вячеслава Мизина и Александра Шабурова, известных под единым творческим псевдонимом «Синие носы». Это несколько видеоработ разных лет, построенных по методу клиповой нарезки и пародирующих телесериалы, рекламу и советские праздничные мероприятия. Никаких высоких технологий и политики, но и никакой скуки и затянутости, привычного атрибута видеоарта. Лихие герои Мизина и Шабурова с синими крышками от бутылок с водой на носах переходят от одной проделки к другой, и в их похмельной удали нет ни экологического подтекста Олега Кулика, ни наивного примитивизма митьков. Авторы одного из главных произведений современного отечественного соц-арта – нашумевших «Целующихся милиционеров» – превращают себя в клоунов, чтобы актуальное искусство достигло сознания пионеров и пенсионеров.
Фанаты шнура и розетки
В тот же день, 20 ноября, открывается «Киберфест», фестиваль мультимедиа, который в третий раз организует местный филиал Государственного центра современного искусства. Обещают выставки, инсталляции, концерты, выступления диджеев и перформансы – программа обширная, к участию привлекли Эрмитаж, «Манеж», СПбГУ, лофт-проект «Этажи». Особенно рекомендуется любителям интерактивных мероприятий.
Ольга Лузина
Фонтанка.ру