В «Ленэкспо» прошла выставка-конкурс молодых сценографов – событие это осталось в городе почти не замеченным, между тем начинание достойное. И того, чтобы войти в традицию, и того, чтобы поговорить о нем подробней.
Организатором выставки выступил Молодежный центр театрального и киноискусства «МИГ» – тот самый, что провел весной нашумевшую лабораторию молодых режиссеров «ON.Театр». О художественных результатах лаборатории можно спорить – конечно, новых Товстоноговых, Фоменко и Някрошюсов пока что выявить не удалось. С другой стороны, не боги горшки обжигают; и молодые режиссеры – победители лаборатории – получили шанс выйти к зрителю сейчас, не дожидаясь седин, проплешин и старческого склероза. Их спектакли регулярно можно видеть на малой сцене Театра им. Ленсовета, и некоторые из этих работ уже довольно неплохи. А следующие, по логике вещей, должны выйти еще лучше, так как постановщика формирует режиссерский опыт: можно иметь прекрасную школу, дарование, ум – но стать режиссером, сидя где-то в келье или башне из слоновой кости, не выйдет. Театр Ленсовета к участникам лаборатории щедр. Андрей Корионов будет ставить взрослый спектакль на большой сцене театра. Мария Романова и Ксения Митрофанова сделают постановки для малой сцены. А Валентину Люненко поручили особо важное задание – большая сцена, красочный детский мюзикл. Без художника, понятно, красочно не сделать, и свой художник-соавтор у Люненко есть – такая же молодая и начинающая Мария Иванова. И это уже двойное достижение. В театральное будущее рука об руку двигаются два одаренных единомышленника.
Большинство из начинающих сценографов – недавних выпускников мастерских маститых художников Эдуарда Кочергина, Вячеслава Окунева, Владимира Фирера, Валерия Полуновского, – чьи работы экспонировались на выставке, такими творческими связями еще не обзавелись. Свои макеты декораций они строят для себя, для собственного удовольствия, как воздушные замки, и эскизы костюмов рисуют не по заказу, а по вдохновению. Сыт этим, правда, не будешь. Неудивительно, что один из членов жюри – известнейший театральный художник Эмиль Капелюш – не скрывает своей озабоченности их творческой судьбой. Вот что он сказал в коротком интервью «Культурной столице»:
«Есть много молодых хороших сценографов – это и по нынешней выставке было видно. Но если всё будет продолжаться так же, то десятки талантливых людей, получив диплом, будут уходить работать в сериалы, там зарабатывать деньги и бросать профессию. А работа в сериалах, я считаю, это убийство профессии. Происходит так потому, что у нас принято за основу обучение театральных художников отдельно от театральных режиссеров. Если бы эти люди учились вместе, на одних курсах, – не встречались друг с другом изредка, как это происходит, – а учились одновременно, была бы ситуация «одного котла», когда люди получают профессию, будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, как оно и должно быть в театре. Тогда получилась бы совсем иная картина. Мне говорили, что в Москве что-то сдвинулось с места именно в этом направлении. А в Петербурге положение вещей не меняется, что грустно. В результате мы имеем зачастую замечательных, хорошо обученных, талантливых людей, которые не имеют никакого выхода в профессию. Говорить про какое-то новое молодое дыхание в сценографии мы сможем, только увидев имена участников этой выставки не на стендах, а на театральных афишах». Так что, подытожил Эмиль Борисович, впечатление от конкурса позитивное, «но с негативным оттенком».
Журналистов на закрытии выставки-конкурса собралось мало, режиссеров, ищущих соавторов, тоже немного. Был, впрочем, главреж Театра Ленсовета Гарольд Стрелков, один из членов жюри, был Андрей Прикотенко, из молодежи пришли упомянутый Валентин Люненко, Мария Нецветаева, Юрий Костров и Сергей Щипицин. Участников приветствовал гендиректор «Ленэкспо» Сергей Алексеев, произнесший довольно забавную речь во славу сценографов, мол, с ними иметь дело приятно – можно массу денег сэкономить. Вот мы, рассказывал директор, на выставке в Ганновере привлекли оформителем Эдуарда Кочергина, так в наш павильон народ валом валил, хотя и обошелся он в разы дешевле, чем у иностранцев. Выступал завпост Мариинки, одного из соорганизаторов конкурса, Игорь Суворов, премировавший лауреатов подарками, а главное – стажировками в своем знаменитом театре.
За лучшие эскизы костюмов жюри наградило Сергея Илларионова, за сценографию драмы – Надежду Осипову, поощрив элегантный минимализм ее декораций к пьесе Шварца «Обыкновенное чудо». Победителем в разделе музыкального театра стал Михаил Липовских, оформивший «Иисуса Христа – суперзвезду» Ллойд-Уэббера. Смелость руки отличала художников музыкального театра. Липовских замотал пространство сцены в круги колючей проволоки, а внутрь поместил железнодорожный перегон. Ту же тягу к «убитой натуре» и вытащенной на поверхность концепции обнаружила вторая фаворитка конкурса Валентина Серебренникова, поместившая действие оперы Прокофьева «Огненный ангел» то ли в тюрьму, то ли на заброшенный завод, то ли в котлован Платонова. Работа Липовских интересней по дерзости художнического штриха, чувству большой сценической формы; работа Серебренниковой – более функциональна, весьма профессиональна, но уж больно многое напоминает, похожа на среднестатистические авангардные оперные декорации – от Берлина до Новосибирска. Та же беда была и у лучших из драматических художников: взять хотя бы Дарью Покровскую и Алексея Левданского. Чередующиеся черные и белые кубы, расширяющие сценический объем, или огромные «многоуважаемые шкафы» вместо задника – учеников Владимира Фирера ни с кем не перепутаешь.
На известную вторичность многих работ досадовал в разговоре со мной и Гарольд Стрелков: «Мы гнались не за тем, чтобы срочно обнаружить зрелое мастерство, а стремились найти свежий взгляд молодого художника. Какое-то интересное, свободное, новое. Много толковых ребят (я уж не буду фамилии говорить), но слишком сильны привязанности к каким-то ныне действующим художникам, к кому-то любимому. А хочется, чтобы молодой прорвался куда-то вперед, принес какую-то обескураживающую идею, а уж мы в театре ему подскажем, как ее лучше профессионально реализовать. Впрочем, и такие работы тут на выставке были – не все, но были».
Корреспондент «Культурной столицы» таких работ не разглядел, но и не очень расстроился. Как и в случае с режиссерской лабораторией – важно, что людям дают заявить о себе. А уж там, как говорится, дорогу осилит идущий. Была бы дорога – индивидуальность пробьется.
Андрей Пронин
Фонтанка.ру