В погоне за прибылью продавцы товаров и услуг пытаются соблазнить покупателей заманчивой рекламой. Зачастую обещания не имеют ничего общего с действительностью. Но платить по счетам все равно приходится доверчивым клиентам, становящимся жертвами собственной невнимательности. Подобный случай произошел на днях в одном из ресторанов «Евразия». Программист Михаил Шайкевич негодует: реклама и сотрудники заведения ввели его в заблуждение относительно цен, а охранники, по его словам, избили дубинками.
Приятного аппетита!
24 октября, гуляя в центре Петербурга, компания из двух молодых людей и двух девушек соблазнилась заманчивым предложением ресторана «Евразия». Листовки, расклеенные прямо в окнах заведения, зазывали сногсшибательным предложением, обещавшим 70-процентную скидку на суши. Участники этой истории давно не дети и понимают: бесплатный сыр - только в мышеловке. Но решили разузнать, что к чему.
Друзья зашли внутрь и направились к администратору. В тот день им была Валентина Злобина. Как рассказывает Михаил Шайкевич, они задали девушке недвусмысленный вопрос: действительно ли в ресторане действует акция «Минус 70 процентов на все суши»? Ответ сомнений не вызвал: да, действует!
Молодые люди не ждали подвоха. Ведь в заведении вон сколько посетителей! Многие наверняка тоже пришли по акции и выглядят довольными. Новые клиенты расслабились и не стали выяснять подробностей. Как выяснилось позже - зря.
Им предложили присесть за столик и сделать заказ. В нем молодые люди и девушки не ограничивали себя: ведь с 70-процентной скидкой сколько ни съешь, а все равно заплатишь сущие копейки. Кто-то из компании даже поделился радостью с принимавшей заказ официанткой: мол, хорошо, что у вас в ресторане проводятся такие акции. Та, по их словам, с готовностью поддакнула: очень хорошо! Но когда принесли счет, вся четверка пришла в недоумение: вместо предполагавшихся 500 - 600 рублей с них попросили 1568. Невелика сумма, но на нее никто не рассчитывал. И кроме того, а как же акция?
Гнев посетителей приняла на себя администратор Валентина Злобина. После долгих препирательств ребятам и девушкам предложили взглянуть в нижний правый угол листовки, рекламирующей акцию. Мелким шрифтом там было написано, что 70-процентная скидка действует лишь на часть тех яств, которые они заказали. Со слов Михаила, администратор сама соглашалась, что реклама акции звучит некорректно. Но что уж поделаешь, заплатить все равно надо. Аргументы посетителей: мол, мы не поняли, а вы нам не объяснили, были бессмысленны.
Вилял по Литейному и упал на асфальт
Обе стороны настаивали на своем. Для посетителей это было делом принципа. К тому же молодым людям было неудобно оказаться перед своими спутницами в роли «лохов». В общем, бросив на столик 1000 рублей, компания попыталась покинуть не приглянувшееся им заведение. Но один из официантов встал в дверях: не пущу! Михаил, поняв, что обстановка накаляется, по его словам, предложил вызвать милицию. Но сотрудники ресторана запротестовали: зачем нам милиция? Сюда уже едет наша охрана!
Охраны посетители ресторана не дождались и вышли на улицу, сломив сопротивление официанта. Один из молодых людей отправился к своей машине. А Михаил вместе с двумя девушками пошли в противоположную сторону. Но далеко отойти не успели.
Перед ними с визгом остановилась легковушка, из которой выскочили двое охранников с дубинками. Компания бросилась бежать. Но Михаил, как он утверждает, не успел сделать и нескольких шагов, как его настиг один из преследователей и «приложил» об стену дома. Следующий удар, по его словам, пришелся дубинкой по спине.
Охранники надели на Михаила наручники и вместе с его подругой Ксенией вернули в ресторан. Там строптивому клиенту уже ничего не оставалось, кроме как полностью оплатить счет. Только после этого с него сняли наручники и разрешили идти на все четыре стороны. Михаил и пошел. Сначала он побывал в травмпункте, где у него насчитали несколько ссадин и сочли состояние удовлетворительным. На следующий день Шайкевич отправился в поликлинику. В результате ему поставили диагноз «сотрясение мозга» и дали двухнедельный больничный.
Обратился Михаил и в милицию. Его заявление приняли в 78-м отделе Центрального района, по месту расположения ресторана. Но проверка не заняла много времени. Участковый честно опросил Михаила и его девушку, а также охранников, которые оказались сотрудниками предприятия «Арес».
Последние поведали, что Михаила и пальцем не тронули. Просто на улице в тот день было скользко из-за недавно прошедшего дождя. А Михаил «вилял по всему Литейному проспекту... не удержался и в какой-то момент упал на асфальт». Ну и, естественно, ударился!
- И так пять раз, - комментирует Михаил Шайкевич. В общем, в возбуждении уголовного дело ему было отказано, поскольку факту избиения объективных подтверждений не нашлось. Но неудачливый посетитель ресторана «Евразия» сдаваться не намерен: у него остается возможность обратиться в мировой суд.
Микроскопическое примечание
Безусловно, платить по счету нужно. Но и фирмы сплошь и рядом прибегают к сомнительным рекламным трюкам. Взять хотя бы описанную историю в «Евразии». Михаил принес в нашу редакцию рекламную листовку (см. фото) той акции, из-за которой он с друзьями попортил столько нервов.
Крупными, бросающимися в глаза буквами в ней написано, что скидка действует на ВСЕ суши. И составляет 70 и 50 процентов. Человек даже со зрением «единица» не сразу заметит звездочки: одна величиной в миллиметр, вторая совсем уж микроскопическая, размером с пылинку. А они, между тем, отсылают к примечанию мелким шрифтом в уголке листовки. Если вчитаться, оказывается: акция-то распространяется только на один из видов суши - нигири. Зачем же тогда вводить клиентов в заблуждение, писать, что скидка распространяется на все суши? К тому же оказывается, что это суперпредложение действует в строго определенные часы работы ресторана!
Российское законодательство, направленное против лукавой рекламы, мягко говоря, отстает от европейского. К тому же наши продавцы товаров и услуг умудряются технично обходить даже имеющиеся ограничения и запреты. Так что наши потребители, в отличие от западных, должны быть все время начеку: чуть расслабился - и ты уже попал... в цепкие когти отечественной рекламы. Ну а если попал, возможно всякое. Вплоть до «виляния по проспекту» с последующим больным и обидным «падением на мокрый асфальт».
Светлана Стрельцова
Читайте этот материал также в газете "Ваш Тайный Советник" от 16-го ноября 2009 года