Депутат Игорь Риммер примерил желанный мундир уполномоченного по правам человека. Легких путей он решил не искать и первые шаги на этом поприще начал с попытки помочь жителям дома на Ильюшина, 15. Собственнику здания законодатель пригрозил карами небесными, а также судебными преследованиями по всевозможным поводам.
В Мариинском дворце обсудили судьбу здания на Ильюшина, 15. Надо отдать должное организаторам встречи: приглашены были все заинтересованные стороны, и, что самое главное, почти все приглашенные явились. Подкачал только собственник - генеральный директор ЗАО «Трест № 4». Виктор Маркашев на Исаакиевскую площадь не пришел, а прислал своего юриста Александра Орлова.
Первые пятнадцать минут совещания депутат объяснял жителям, что бороться за свои права надо в правовом поле. «И если вы будете меня подставлять, то я не буду с вами иметь дела, - укоризненно гремел он. - Мне скандалы не нужны. Я и так буду бороться за ваши права!» Поднаторевшие в митингах и пикетах граждане внимательно слушали, не возражали, но, судя по всему, от раскаяния были весьма далеки. Не отражалось на их лицах и доверия к словам представителя законодательной власти.
Затем к собравшимся присоединился еще один депутат - Олег Нилов, и речь пошла о конкретных проблемах. Во время обширного экскурса в историю приватизации в России («времена большого хапка»), Риммер напомнил о том, что объекты соцкультбыта приватизировать запрещено. «А дом на Ильюшина, 15, к таким и относится», - сообщил он. Депутат пообещал, что «подключит все ветви власти, на всех уровнях», призовет лучшие юридические силы, но добьется того, чтобы передачу дома в собственность «Тресту № 4» признали незаконной.
Слово взял юрист «Треста». Он объяснил, что претензий не понимает - дом полностью построен на деньги строительной компании и передан ей на всех законных основаниях. Поэтому квартирами застройщик может теперь распоряжаться по собственному усмотрению. «Мы же не выселяем людей, мы просто продаем квартиры новому собственнику, а уж владельцы сами решают, - пояснил Александр Орлов, чистыми глазами глядя на собравшихся. - А мы никого не выгоняем».
«Подождите, - заинтересовался Нилов. - В каком году сдан дом? Как он может быть построен на деньги частной строительной компании?». Выяснилось, что дом был сдан в 1991 году. «Ну, и как он мог быть построен на чьи-то частные средства? Вы же были государственной компанией?» - продолжал недоумевать депутат. «Так в советское время все организации были государственными! А мы строили уже после», - веско заявил юрист Орлов, но на провокационный вопрос, в каком году окончилась советская власть, ответить не сумел.
Ситуацию разъяснили другие юристы, привлеченные Игорем Риммером. По их данным, строительство здания было начато в 1986 году, на земле, принадлежащей государству. Компания «Трест № 4» в те годы называлась «104 трест» и входила в состав Главленинградстроя, на строительстве же она выступала как генподрядчик. Объект был сдан в эксплуатацию в декабре 1991 года, в 1992 началось заселение — в первую очередь, рабочими строительных организаций. По ордерам новое жилье получило около 200 семей. Но в 1995 году здание было приватизировано — его хозяином стал «104 трест», сменивший название на то, под которым действует сейчас. Никаких обременений бывшему генподрядчику, внезапно превратившемуся в инвестора, не вменяли. Основания для судебного разбирательства, как утверждают юристы, имеются.
Как поясняют в КУГИ, комитет пытался признать приватизацию незаконной. Иск рассматривался в суде в 1998 году, но был отклонен — срок исковой давности по подобным делам в то время составлял 1 год. «Жители тоже пытались обращаться в суды, - заметила и.о. начальника жилищного отдела администрации Приморского района Надежда Бимбо. - Но все иски были отклонены. Обычно доходили до городского суда, но, например, жила в доме такая Раймова. Так она дошла даже до Верховного. И тоже проиграла — теперь проживает в маневренном фонде где-то в Московском районе». «В совершенно жутких условиях», - донесся голос из рядов жителей дома. «Все зависит от уровня адвоката...» - многозначительно произнес, глядя в пространство, Нилов. В ответ представитель «инвестора» нервно передернулся.
У юриста «Треста № 4» попытались выяснить, каким образом в 1995 году удалось приватизировать дом. На этот простой вопрос он ответить не сумел. «Наверное, надо руководство компании спрашивать», - посоветовал чей-то рассудительный голос. «Да-да, - встрепенулся Риммер. - Где ваш директор? Я приглашал его лично, специально созванивался, уточнял, удобно ли ему назначенное время. А он не явился. Как это объяснить?» Александр Орлов невнятно произнес, что гендиректор в отпуске, а в приглашении сказано, что можно прислать представителя, но это пояснение депутата не успокоило.
«Я не понимаю, - бушевал Риммер. - Вашего директора приглашает Законодательное собрание Петербурга, то есть, городская власть. Его приглашаю лично я, как представитель партии «Единая Россия». Его приглашает Олег Нилов как представитель партии «Справедливая Россия». И он отказывается! Я расцениваю это как хамство, как плевок в лицо городу! Все пришли — все административные органы, прокуратура, хоть и не появилась, но передала извинения и поддержку жителей! Представители Общественной палаты пришли, нашли время! А господин Маркашев не является. Я считаю, что это — оскорбление всего Санкт-Петербурга!».
«Мы будем бороться за вас!» - пообещал жителям с Ильюшина Риммер и обратился к собственнику. «Мы завалим вас исками, напустим на вас налоговую, обратимся во все инстанции, затаскаем вас по судам, но защитим людей!» - пригрозил он. После этих слов депутат неожиданно вспомнил, что у него назначено еще одно совещание и быстро покинул собравшихся.
Бразды правления перешли к Олегу Нилову. Тихим голосом представитель «Справедливой России» посоветовал «Тресту № 4» найти компромисс с жителями — например, заключить с ними договора бессрочного найма по фиксированным тарифам. А еще лучше — передать им их квартиры в собственность. «Вы какую-то часть продали, пусть они за вами и остаются, - рассудил он. - А остальные оставьте людям. А то ведь то, что говорил мой коллега, сбудется». «Я могу вам перевести его слова, - добавил депутат. - Это означает всем памятную историю «Ручку верните». Вы хотите такого же разрешения событий?» Намек на визит премьер-министра России в Пикалево представителю собственника дома явно не понравился. С кислым лицом юрист «Треста № 4» пообещал передать предложения руководству.
Напомним, в общежитии квартирного типа «Главлениградстроя», расположенном по адресу Ильюшина, 15, проживало 190 семей. После приватизации здание поменяло статус и стало считаться многоквартирным домом. На сегодня собственник здания продал 79 квартир, в 121 проживают люди, въехавшие в них по ордерам Ленгорисполкома. Из них на городской очереди на улучшение жилищных условий состоят 80 семей.
По словам юристов «Треста № 4» со всеми семьями, проживавшими в доме на условиях социального найма, заключены краткосрочные договора аренды — сроком на 5 лет. По истечении этого времени жильцам предлагают выкупить квартиру по рыночной стоимости с десятипроцентной скидкой. В случае отказа недвижимость выставляется на продажу.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"